Сопредседатели МРГ Илья Шаблинский (слева) и Игорь Борисов придерживаются различных политических взглядов. Фото с сайта www.president-sovet.ru
Президентский Совет по правам человека (СПЧ) утвердил положение о деятельности в ходе выборов специальной мониторинговой рабочей группы (МРГ). Главные задачи – следить за соблюдением прав избирателей, гасить возникающие конфликты. Власти обещают СПЧ всемерное содействие, но там указывают, что важнее было бы обещание слушать советы правозащитников.
СПЧ уведомил, что как минимум в восьми субъектах РФ появятся и региональные мониторинговые рабочие группы (РМРГ). Это Санкт-Петербург, Московская область, Краснодарский край, республики Карелия и Адыгея, а также Самарская, Астраханская и Челябинская области. Заметим, что этот список частично пересекается с перечнем так называемых проблемных регионов, который составляет сейчас Центризбирком.
В состав федеральных мониторщиков автоматически войдут все члены комиссии СПЧ по избирательным правам, другие члены Совета могут к ним присоединиться. Два сопредседателя МРГ – члены СПЧ Игорь Борисов и Илья Шаблинский – останутся на своих должностях.
По словам Шаблинского, названные регионы были выбраны неспроста – часть из них уже отличалась массовыми нарушениями в ходе избирательных кампаний. В других – к примеру, в Астрахани и Питере – намечается острая политическая борьба, а значит, серьезные конфликты. «Мы взяли самые проблемные регионы. Причем это было совместное решение с Центризбиркомом», – отметил собеседник «НГ». По его словам, глава ЦИКа Элла Памфилова уже дала поручение региональным комиссиям содействовать работе МРГ. Администрация президента также пообещала правозащитникам всяческую поддержку.
Мониторинговые группы – федеральная и региональные – станут следить за соблюдением прав избирателей, наблюдателей и других участников избирательного процесса. Должны они содействовать и урегулированию возможных конфликтов. По итогам деятельности всех групп СПЧ будет готовить доклад президенту – с выводами о причинах спорных ситуаций и предложениями о превентивных мерах.
В положении специально отмечается, что действовать мониторщики должны беспристрастно. К примеру, им нельзя проявлять конкретные симпатии – в общем, «не делать заявлений, которые могут быть восприняты общественностью как поддержка или осуждение кого-либо из кандидатов или политических партий».
Ранее в СПЧ заявляли, что считают удачным опыт работы мобильных мониторинговых групп, которые действовали в единый день голосования в 2015 году в трех регионах страны. Однако Шаблинский высказался на этот счет более осторожно: «С того года у меня осталось двоякое чувство. Мы говорим, что это возможность вычислить и предотвратить нарушения на участках. Наши люди действительно сигнализировали и о массовых открепительных удостоверениях, и о вбросах, и об автобусах с избирателями. Однако по всем этим фактам сделать ничего не могли». То есть по большому счету результаты всей этой работы остались незамеченными.
По мнению Шаблинского, есть опасность, что так случится и в этот раз. «Не исключено, что мониторинговую группу просто используют как ширму – чтобы создать иллюзию честных выборов и прикрыть ею подтасовки на участках», – пояснил он «НГ».
Отметил Шаблинский и сложность дистанцирования от политики, ведь большинство незаконных технологий используется властью против оппозиции. Таким образом, защищая какую-то из партий, легко получить обвинения в ангажированности – и удаление с участка.
Член СПЧ Александр Брод согласен, что этот пункт может стать лазейкой для устранения наиболее рьяных активистов. Тем более что прогнозируется «жаркая» кампания. По его словам, уже сейчас, например, наметилась такая новая тенденция – партии в своей агитации активно используют мигрантофобскую риторику. В целом, заметил он, СПЧ задает хороший тон, но весь вопрос в том, как будет реализована работа мониторинговых групп. Надежду, заверил «НГ» Брод, вселяет Памфилова – своим сотрудничеством с теми организациями по контролю над выборами, «которых раньше на порог ЦИКа и не пускали».
В прошлом году в одной из групп поработал координатор проекта «Альянс наблюдателей» Дмитрий Трифонов. Вот что он рассказал «НГ»: «Я наблюдал за процессом выборов в Костроме. Положительный эффект есть – мы отслеживаем нарушения и можем их обнародовать, а широкая огласка всегда приносит результат. Однако есть и серьезная проблема – мониторинговая группа не имеет никакого статуса. Она может только смотреть. Хорошо, если региональный избирком пойдет навстречу – разрешит посмотреть документы, проверить открепительные талоны, сделать фото и т.д. Но может и опустить барьер, указав на бесправность группы».