0
4755
Газета Политика Интернет-версия

13.07.2016 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Спортсмен и государство: кто кого предает?

Станислав Минин

Об авторе: Станислав Александрович Минин – обозреватель «Независимой газеты»

Тэги: спорт, дарья клишина, допинг, скандалы, степанова, родченков


спорт, дарья клишина, допинг, скандалы, степанова, родченков Фото Reuters

Дарья Клишина, прыгунья в длину, продолжает оправдываться. За то, что живет и тренируется в Америке – и именно поэтому ей, единственной из наших легкоатлетов, разрешили участвовать в Олимпиаде в Рио-де-Жанейро. За то, что она будет соревноваться под олимпийским флагом, а не под российским триколором. За то, что поблагодарила Международную федерацию легкой атлетики (IAAF) за выданное разрешение, а не бросила его гордо в лицо тем, кто издевается над российскими спортсменами.

Теперь Клишину обвиняют в предательстве. Под ее постом с благодарностью в адрес IAAF – призывы не возвращаться в страну, выступать под американским флагом, «закончить, как Троцкий». Среди критиков (назовем их так) – известный в недалеком прошлом боксер, а ныне депутат Николай Валуев. Он разместил в своем Twitter картинку, стилизованную под немецкую листовку времен Великой Отечественной войны. На ней – фото Клишиной и призыв к российским спортсменам брать с Дарьи пример и «отказываться от российского флага».

Не прошел мимо и руководитель управления взаимодействия со СМИ Следственного комитета РФ Владимир Маркин. «Достойная» команда подбирается, – написал он в Twitter, – Степанова, Клишина… А тренером-консультантом назначат Григория Родченкова».

Сетевая агрессия, равно как и участие депутатов в фактической травле спортсменки, увы, не удивляют. Но от Владимира Маркина, представителя правоохранительного органа, хотелось бы больше ответственности и точности.

Бегунья Юлия Степанова стала главным информатором немецких журналистов, выпустивших фильм о системе применения допинга и подмены проб атлетов в российской легкой атлетике. Сейчас она живет в США. Там же находится и Григорий Родченков, бывший руководитель Московской антидопинговой лаборатории. Весной он рассказал газете New York Times о том, что участвовал в подмене проб российских спортсменов во время Олимпийских игр в Сочи. Всемирное антидопинговое агентство, к слову, начало расследование в связи с этой публикацией. Соответствующий доклад должен быть сделан уже в эту пятницу.

Другими словами, понятно, чем провинились Степанова и Родченков. Считается, что они «сдали» наш спорт, что из-за них у нашей олимпийской сборной (и не только легкоатлетов) теперь проблемы. Но почему вдруг Дарью Клишину нужно записывать в одну «команду» с ними? Разве она давала западным СМИ какие-то разоблачительные интервью? Выступала информатором? Обличала российский спорт, его нравы и практики? Что-то не припоминается. Неужели у Следственного комитета есть другая информация?

От Дарьи Клишиной, по сути, требуют индивидуального бойкота Олимпийских игр. Тогда она не будет «предательницей». Это требование принести большую жертву. Легкоатлет, как и многие другие спортсмены, живет четырехлетними циклами – от Олимпиады до Олимпиады. Пропуск Игр для него трагедия. Он готовится, идет на самоограничения, выдерживает нагрузки. И вот он должен перечеркнуть всю свою работу, отказаться от мечты и смысла своей спортивной жизни, потому что этого хочет какой-то политик или пользователи Facebook. Что мы, к слову, знаем о их жертвенности, способности к самоотречению? Можно ли требовать от человека того, чего не требуешь от самого себя?

Сергей Шубенков, чемпион мира по бегу на 110 метров, заявил, что легкоатлеты «пашут как кони не для того, чтобы потом сидеть дома «за компанию». Шубенков способен оценить работу Клишиной, поскольку сам проделал такую же. Он не едет на Олимпиаду. Он, по всей вероятности, стал жертвой несправедливости, того самого выбора, который IAAF сделала между ответственностью системы и презумпцией индивидуальной невиновности. Но Клишина непричастна к этому. И ее потенциальный бойкот никак не помог бы делу: в IAAF просто пожали бы плечами и занялись бы другими делами.

В 1980-е годы решения о бойкоте за спортсменов принимали их государства. Олимпиады в Москве и Лос-Анджелесе – яркие тому примеры. Призывы к бойкоту звучат и сейчас. Игорь Лебедев из ЛДПР считает, что в ситуации, когда «политика превалирует над спортом», всей команде лучше не ехать в Рио. Но ведь в подобных заявлениях политика так же превалирует над интересами спортсменов. Заслуженный тренер СССР по легкой атлетике Евгений Загорулько заявил, что на месте руководства страны снял бы всю сборную с Олимпиады. Странно слышать такое не от политика, а от тренера. И хорошо, что Загорулько не на месте руководства страны. В Кремле и в Минспорта (во всяком случае, пока) высказываются против практики бойкотов.

В российском публичном пространстве часто случается так, что причина подменяется следствием, а проблема ее проявлениями. Главным считается то, что Клишина поступает «непатриотично», соглашаясь выступать под олимпийским флагом, что Степанова и Родченков выносят сор из нашей родной избы и выкладывают перед иностранными журналистами (читай – «врагами»). Но что делать с архаичной системой, для которой спортсмен – инструмент? С неповоротливыми чиновниками, циничными тренерами и врачами, которые на самом деле губят судьбы российских атлетов, пользуясь их наивностью, несознательностью, неспособностью сказать «нет»? Ведь то обстоятельство, что проблемы с допингом в российском спорте есть, не отрицается. Но акцент все равно делается на том, кто у нас предатели, а не на том, как нам улучшить собственную жизнь и избегать позорных ситуаций, в которых и сказать-то нечего, остается лишь руками разводить.

Русский Facebook может удовлетвориться поиском предателей. Но российские спортсмены – вряд ли. Если система не будет меняться, они начнут уезжать. И несущиеся им вслед проклятия будут застывать в воздухе.

Здесь нет эгоизма. Нет предательства, нет «непатриотизма». Ошибочно думать, что спортсмен, да и вообще любой человек, реализует свой талант для того, чтобы прославить государство, политического лидера, идеологическую систему. Он реализует свой талант, потому что это придает смысл его существованию. Задача государства – помочь ему, причем не в порядке одолжения, а в порядке своей главной обязанности. Оно для этого существует. Если же государство поддерживает, не исправляет порочную систему, то скорее оно предает спортсменов. А не наоборот.

Дарья Клишина – не политик и не международный юрист. Ей дан другой талант, она его реализует так, как может.  Между тем, с российской пловчихи Юлии Ефимовой сняли обвинения в употреблении мельдония, и она сможет поехать в Рио. Может, и для легкоатлетов не все безнадежно?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1557
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
973
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
695
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
960

Другие новости