Для трансляции судебного процесса в Интернете разрешение надо будет получать каждый раз. Фото PhotoXPress.ru
Законопроекты о проведении в Сети трансляций с заседаний российских судов подготовлены и внесены правительством в Госдуму. Предполагается, что разрешать их каждый конкретный суд будет отдельно. Важным фактором признается и техническая готовность залов заседаний. В общем, сплошного онлайна не будет.
При этом кабинет министров не объясняет, почему для такого частичного исполнения одного из пунктов «политического» майского указа президента понадобилось более четырех лет. Законопроектами займется уже новый состав нижней палаты. Это прежде всего значит, что исполнение поручения президента от мая 2012 года произойдет лишь через три-четыре месяца.
Между тем в указе № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» определены совсем иные даты. В его втором пункте написано, что правительству надо «до 1 ноября 2013 года представить в установленном порядке предложения о возможности трансляции судебных заседаний с использованием сети «Интернет» и публикации отчетов о них».
Как следует из пояснительной записки к представленным в ГД законопроектам, к указанному сроку ничего готово не было, хотя еще за полгода до него глава аппарата правительства вице-премьер Сергей Приходько сделал соответствующее распоряжение. Из объяснений в той же пояснительной записке можно понять, что наибольшей проблемой для разработчиков системы открытых судов стали противоречия президентского поручения с законодательством о персональных данных. Именно это, видимо, и затормозило всю работу.
Выход, судя по законопроектам, найден такой – имена участников судебных заседаний персональными данными, по сути дела, считаться не будут. Исключать их из текстов судебных актов разрешается в исключительных случаях ради безопасности. Остальные сведения – номера документов, даты рождений, информация о финансах и собственности – из приговоров будут вымарываться. Это будет касаться всех судов страны – обычных, арбитражных и также Конституционного.
А вот обязательной и полной трансляции в Сети судебных прений, очевидно, не будет. Причем по трем причинам, о которых правительство сообщило подробно. Во-первых, по объективным обстоятельствам – чтобы, например, еще не опрошенные свидетели или не допрошенные обвиняемые не узнали, о чем идет речь. Для этого в законопроекте вводятся такие понятия, как частичная и отсроченная трансляции, то есть показ заседания позднее и в записи, тоже, возможно, не целиком.
Вторая причина отказа от онлайна – субъективная, опирающаяся на мнение прежде всего судьи, но также и остальных участников процесса. По всем законам и кодексам устанавливается одна-единственная формулировка: «Действия лиц, присутствующих в зале судебного заседания и осуществляющих разрешенные судом фото- и киносъемку, видеозапись, трансляцию судебного заседания по радио, телевидению или в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не должны нарушать установленный в судебном заседании порядок. Эти действия могут быть ограничены судом во времени и должны осуществляться на указанных судом местах в зале судебного заседания и с учетом мнения лиц, участвующих в деле».
Ну а третью причину для России можно считать не объективной и не субъективной, а на самом деле – вечной. Это, конечно, традиционное отсутствие денег на надлежащее оборудование судебных залов по всей стране. Правительство, правда, говорит об этом более мягко, указывая, что у суда должна быть техническая готовность к осуществлению интернет-трансляций.
Кстати, в уголовных процессах показ досудебных разбирательств будет вообще запрещен. При этом в законодательстве сохраняется безусловное право всех присутствующих на суде записывать рукой или на диктофон. Что же касается фото- и видеосъемки, то, как и прежде, без разрешения судьи этого делать нельзя.