0
3478
Газета Политика Интернет-версия

24.06.2016 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. На диктаторском правом фланге без перемен

Павел Данилин

Об авторе: Павел Викторович Данилин – политолог, директор Центра политического анализа.

Тэги: несистемная оппозиция, скандалы, расследование, парнас, яблоко, выборы


несистемная оппозиция, скандалы, расследование, парнас, яблоко, выборы Фото сайта parnasparty.ru

В России последних лет есть постоянный генератор квазиполитических новостей в духе слогана некогда популярной программы «Максимум». Скандалы, интриги, расследование – это про российских оппозиционеров, которых принято называть несистемными.

Несистемными, впрочем, их сегодня назвать в прямом смысле нельзя. Партийная реформа 2012 года включила в поле системной политики всех, кто вообще хоть как-то мог или хотел заниматься политической деятельностью, а покойный Борис Немцов смог завоевать мандат на выборах в Ярославле и предоставил своим соратникам право выдвигаться в Госдуму без сбора подписей. Словом, добро пожаловать в серьезную политику, ребята.

Однако «ребята» сегодня ведут себя так, что впору припомнить другое определение, которое прочно пристало к ним примерно в то же время, когда они стали «несистемщиками». Называли их тогда политическими маргиналами, и это звание они готовы оправдывать раз за разом, сколько возможностей для легального политического процесса им ни предоставь.

В чем заключается маргинальность радикальных оппозиционеров? В том, что никакой самой простой задачи они толком решить не могут. Зато успешно генерируют те самые скандальные информационные поводы, иногда просто на пустом месте. Вот анонсирует ПАРНАС свой съезд – мол, 18 июня уже он пройдет. В целом неплохая задумка, ведь указ о назначении выборов подписывается не позже, чем за 90 дней, и партия будет со своим съездом первой среди всех конкурентов. Хорошая пресса, внимание политизированной публики, активная мобилизация сторонников и т. д. Но буквально накануне предполагаемого съезда приходит известие: он переносится на начало июля, когда свой съезд проводит львиная доля российских партий, включая одну из основных конкурирующих с ПАРНАСом сил – партию «Яблоко».

В самой партии сетуют на «технические причины» – мол, не успели подготовить съезд. Правда, полуофициально в партии говорят, что дело не столько в вопросе технического характера, сколько во внутренних партийных разборках. Руководство партии до сих пор пытается понять: стоит ли признавать результаты де-факто провальных праймериз и на их основании сформировать список или забыть про них и формировать список так, как того захотят Михаил Касьянов и его ближнее окружение. Вопрос о праймериз это и вопрос конфликта Касьянова с Ильей Яшиным, который результаты праймериз не признал и, по сути, требовал их отмены. В общем, в партии накануне съезда наблюдается полнейший раздрай.

Сам процесс проведения праймериз ПАРНАСа был под стать скандалам накануне съезда. Партийцы ухитрились опять провалить явку на предварительное голосование, как это было в ходе серии региональных кампаний в 2015 году. Несколько тысяч проголосовавших на федеральных праймериз ПАРНАСа – это даже для карликовой партии откровенный позор. Правда, непризнание результатов праймериз – позор не меньший, и в результате ПАРНАС сам себя загнал в положение, которое шахматисты называют цугцванг. То есть «принуждение к ходу», положение, когда любой ход ухудшает позицию.

Хотя какая там позиция! То, что маргинальные оппозиционеры назвали «демократической коалицией», дышало на ладан с первого часа своего существования. Там надо было только выбрать для метафоры одну из басен Крылова – либо «Лебедь, рак и щука», либо «Квартет». Распад объединения себя ждать не заставил: последовательно от коалиции откололись партии Андрея Нечаева и Владимира Милова, а затем начались ожидаемые разборки с Алексеем Навальным. Михаил Ходорковский, который создание Демкоалиции на словах поддержал, по факту денег ни Касьянову, ни Навальному давать не хотел. У Ходорковского свой резон (прежде всего простая и понятная политическая месть), и спонсорство амбициозных, но малоперспективных «политиков» за «просто так» туда вряд ли входит.

Это, кстати, создало другую серьезную проблему для оппозиционеров: а кто будет платить за политический процесс? Выборы – удовольствие дорогое. Допустим даже, что условные 25 млн Навальный мог бы рассчитывать собрать посредством краудфандинга, но этого не хватит даже на качественную кампанию по одномандатному округу в Москве. Касьянов, вероятно, будет существенно богаче Навального, но он человек очевидно прижимистый и своих собственных денег на кампанию давать не хочет.

Как идти на выборы без денег? Варианты в теории имеются – привлечь ресурсных кандидатов, договориться о коалиции с реальными, а не номинальными (как партии Нечаева и тем более – Милова) политическими игроками. Но Касьянову этого сделать не удалось и в силу личных необоснованных амбиций, и в силу того, что общее состояние его партии оставляло желать лучшего для потенциальных партнеров. Тем более они видели, как Касьянов поступает с любыми политическими партнерами. Примером тому хотя бы Владимир Рыжков, которого Касьянов с Немцовым беспардонно и нагло выкинули из собственной партии. Материнской структурой для ПАРНАСа была Республиканская партия России, одним из основателей которой был как раз Рыжков.

Сам Владимир Рыжков в результате выдвигается от «Яблока» и вряд ли захочет иметь с Касьяновым общие дела в сколько-нибудь обозримом будущем. Таким же образом поступили и многие другие перспективные кандидаты в российских регионах. «Яблоко» – известный избирателю бренд, партия с собственной широкой региональной сетью, с более или менее понятной и функционирующей внутрипартийной демократией. Понятно, что идти к ПАРНАСу, в диктаторскую и неизвестную массовому избирателю структуру, демократические кандидаты при прочих равных не особо спешат.

ПАРНАС на словах не оставляет попыток как-то договориться о союзе собственно с «Яблоком». Это для Касьянова было бы неплохим выходом:  если его кандидаты провалятся все до единого, можно переложить ответственность на «Яблоко», а в случае маловероятного успеха списка  потребовать свою дольку. Но в «Яблоке» это тоже неплохо понимают, потому переговоры малопродуктивны и все окончится, судя по всему, ничем.

Алексею Навальному партия Касьянова тоже больше не нужна. Во-первых, Навальный – политик откровенно вождистского плана, недоговороспособный харизматик. Во-вторых, он хорошо понимает, что выборы ПАРНАСа сейчас выстраиваются под Касьянова, а сам Навальный не сможет потребовать в результате даже роялти за использование собственного бренда. Мог бы, наверное, потребовать сильно гипотетический мандат, но уголовные дела и судебные приговоры лишили его возможности баллотироваться на ближайшее десятилетие. Потому и не спешит Навальный присягать «демократической оппозиции».

Без денег, партнеров и ресурсов у ПАРНАСа остается еще один вариант  «уйти красиво». То есть заявить, что «кровавый режим не дает единственно правильным демократам честно побороться на выборах», и не пойти на выборы вовсе. Касьянова в период его премьерства недоброжелатели именовали «Миша 2 процента». Если ПАРНАС сейчас выйдет на выборы, то после всех скандалов в лагере маргинальной оппозиции как бы не получилось «Миша 0,2 процента». Так что решение «слиться с выборов», быть может, и не такое дурное. Тем более что последние события все более убеждают: ПАРНАС Касьянова уверенно следует именно в логике неучастия в выборах вовсе.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
761
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
943
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
864
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
863

Другие новости