Минюст разрабатывает меры по безусловному взысканию долгов проштрафившихся граждан. Фото Льва Исраеляна
Минюст России готовит новые меры против граждан, задолжавших государству штрафы, алименты и прочие платежи. Судебным приставам планируется дать право публиковать объявления о них в государственных СМИ. О непогашенных долгах людей будут сообщать и их работодателям. Для этого приставам должна быть открыта информбаза Пенсионного фонда. Ловить должников предполагается даже в медучреждениях.
Прессу Минюст предлагает предоставлять приставам не только для розыска должников, но и пропавших детей, а также ответчиков по уголовным делам. Речь идет о том, чтобы обязать СМИ, «учредителями которых являются госорганы и органы местного самоуправления», на безвозмездной основе публиковать соответствующие объявления.
Целая группа инициатив Минюста против должников обсуждается сейчас на правительственном портале нормативных актов. Предполагается, что все они вступят в силу в июле 2017 года. В ведомстве Александра Коновалова отмечают, что инициатива позволит «устранить препятствия в реализации полномочий судебных приставов-исполнителей и повысить эффективность розыска граждан-должников и детей».
Для тех же целей проект предусматривает для Федеральной службы судебных приставов (ФССП) право запрашивать данные о разыскиваемых гражданах в медицинских учреждениях. Какие это должны быть сведения, из предварительного проекта пока непонятно, в нем лишь отмечается, что речь, мол, идет «о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи». Видимо, предполагается, что после этого приставы попытаются заставать должников в поликлиниках или больницах.
У Минюста есть план разрешить приставам запрашивать сведения о месте работы либо учебы должников в органах Пенсионного фонда РФ. После чего направлять работодателям или в учебные заведения протоколы об оплате штрафов. «При отсутствии информации об уплате административного штрафа по истечении срока судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о его взыскании, изготавливают второй экземпляр постановления и направляют его для исполнения в организацию или иному лицу, которое выплачивает должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи», – говорится в материалах ведомства.
Напомним, что в России уже действует широкий ряд мер по принуждению должников к скорейшей расплате. В частности, приставы могут ограничивать выезд за границу гражданам и индивидуальным предпринимателям, чья подтвержденная судом задолженность по штрафам и другим платежам превышает 10 тыс. руб. Кроме того, ранее руководство Минюста сообщало о своем намерении лишить допуска к экзаменам на водительские права должников по налогам, сборам и штрафам, а также «неплательщиков алиментов и ущерба, причиненного преступлением».
Согласно справке ФССП к законопроекту Минюста, «в первом квартале 2016 года на принудительном исполнении находилось 17,5 млн исполнительных производств о взыскании административных штрафов, что на 35,2% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года (13 млн), и на 90,7% больше, чем в первом квартале 2014 года (9,2 млн)».
Адвокат Виктор Бородин об инициативе Минюста отозвался скептически. По его словам, в период кризиса, когда значительная доля населения находится за чертой бедности, государству не стоит вместо реальных мер по стабилизации экономики «пытаться пополнить казну путем выбивания из россиян «копеечных» долгов».
Адвокат Вера Ефремова, однако, подчеркнула, что давно пора «позволить использовать СМИ и Интернет для безвозмездного размещения объявлений о розыске должников» – это повысит скорость поиска ответчика и соответственно возможность взыскания с него денежных средств по исполнительным листам. «В настоящее время из-за больших объемов работы исполнительное производство длится в среднем около пяти лет», – пояснила эксперт. В то же время она заметила, что непонятно, каким образом получение приставом информации о приходе должника к врачу поможет в его розыске. По ее мнению, «сам факт обращения не раскрывает ни конкретного места нахождения должника, ни его материального положения, приходить же к должнику, лежащему в больнице, и вовсе кощунственно».