В шествии оппозиции в центре Москвы отказано из-за проведения ремонтных работ. Фото с сайта www.mos.ru
Организаторы оппозиционного марша 13 июня отказываются проводить акцию в Марьинском парке, как это предложили в столичном департаменте региональной безопасности. Они направили властям полдесятка вариантов возможного маршрута, но готовности их обсудить так и не увидели. Теперь они надеются на то, что наладить диалог поможет открытое письмо президенту.
Звонка из департамента региональной безопасности Москвы заявители предполагаемого Марша за свободу против диктатуры (см. «НГ» от 30.05.16) ждали вчера весь день. Письмо с просьбой о встрече было передано еще 3 июня. Чтобы подтолкнуть диалог, глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева и руководитель движения «За права человека!» Лев Пономарев опубликовали обращение к президенту России Владимиру Путину с просьбой вмешаться в ситуацию.
Напомним, что в проведении шествия от Пушкинской площади до проспекта Сахарова с последующим там митингом ранее было отказано. Основания – невозможность ограничить движение транспорта и проведение ремонтных работ на заявленных бульварах. Мэрия предложила под акцию Марьинский парк. В открытом письме правозащитники указывают, что трудности для машин – это слабый аргумент. А вот ремонт – это существенный довод, но ведь шествие можно провести и другим путем, который как раз на встрече и можно было бы обсудить. Отказ от компромисса, по мнению авторов письма, ведет к дестабилизации общественно-политической обстановки в Москве.
Пономарев рассказал «НГ», что звонил первому замруководителя департамента региональной безопасности Москвы Василию Олейнику: «Он мне намекнул, что будет отказ в согласовании, и сказал, что в департаменте до сих пор не получили письмо». На вопрос же корреспондента «НГ» Олейник отвечать отказался: «Это обсуждайте с руководителем Алексеем Майоровым. Я даю интервью только в его отсутствие, когда исполняю обязанности». Узнать мнение Майорова «НГ» вчера не смогла. Пономарев же полагает, что в конфликтных ситуациях встречаться надо. Хотя, заметил он, у организаторов уже есть информация, что разговаривать с ними никто не будет.
«По всей видимости, чиновники ведут консультации с администрацией президента», – заявил член Комитета протестных действий (КПД) Михаил Шнейдер. Он рассказал, что у оппозиции вообще-то было пять вариантов маршрута шествия. Например, от Пятницкой улицы до Болотной площади, от Пушкинской или Трубной площадей до Театрального проезда, от Большой Якиманки до Болотной.
Руку Кремля увидел здесь председатель московского «Яблока» Сергей Митрохин: «Наверное, сверху пришло указание не дать провести акцию, либо дать в карикатурном виде. Это не просто оппозиционное шествие, а приуроченное к государственному празднику, и напоминание о демократических принципах с ним связанных неприятны Кремлю».
На вопрос «НГ», почему власти не идут навстречу, Алексеева пояснила, что, с одной стороны, они боятся массовых акций в столице, а с другой – им на требования немногочисленной оппозиции наплевать. Правда, она напомнила: «В советское время я тоже думала – «ну чего они нас боятся? Нас – горсточка, а у них вся мощь государства». А в 1991 году они исчезли, а мы расплодились».
Отметим, впрочем, что оппозиционеры, которым отказывают в центре раз за разом, могли бы проводить свои акции и в Марьине, обратив внимание на повышение их массовости. А вот уже потом, нарастив потенциал, требовать себе центр. В то же время, конечно, и чиновники из «митингового» департамента могли бы не гнать оппозицию прочь, а хотя бы формально обсудить альтернативные варианты.
Один из заявителей акции, депутат Госдумы Дмитрий Гудков, предположил, что «если бы они понимали, что выйдет 100 тыс. человек, то стали бы общаться». Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин согласен: «Больших эмоций сейчас нет, и много людей не выйдет. Власть не собирается разговаривать, пока акции не будут восприниматься как реальная сила». Отказ в переговорах, пусть и формальных, эксперт назвал новым этапом завинчивания гаек. Глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил, что отказ от встреч демонстрирует бескомпромиссность власти, а переговоры выглядели бы как ее слабость. К тому же, по его словам, «никто не будет лить воду на мельницу оппозиции, чтобы она маршировала по центру Москвы с антиправительственными плакатами, тем более в канун выборов.