На защиту «права на семью» Минюст встал стеной. Фото PhotoXPress.ru
Пожизненно осужденные могут получить одно долгосрочное свидание в год. Минюст также расширил список разрешенных передач в СИЗО. Верховный суд (ВС) рекомендовал нижестоящим инстанциям самостоятельно проверять, решая вопрос об аресте, насколько обоснованны подозрения в отношении обвиняемого.
Минюст подготовил поправки, которые, по идее, должны гуманизировать тюремное законодательство. В частности, пожизненно осужденным предлагается разрешить одно длительное свидание в год. Тем самым реализуется их «право на семью».
На сегодня в шести специальных исправительных колониях для таких осужденных содержатся около 2 тыс. человек. У них есть право на два краткосрочных свидания в год, чиновники предлагают добавить к ним еще одно, рассчитанное на трое суток. В прошлом году жена одного из осужденных на пожизненное заключение обратилась в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) с жалобой, что такие условия исключают для зэков возможность завести ребенка.
Минюст решил исправить и возникшую коллизию во внутреннем регламенте СИЗО. Ранее – при составлении списка допустимых передач – разработчики не указали ценные для зэков вещи: зубную пасту, шампунь, сигареты. Покупать их приходится в тюремных ларьках по завышенным ценам. Пачка самых дешевых сигарет стоит около 130 руб. В ведомстве Александра Коновалова пояснили, что регламент был воспринят тюремщиками слишком буквально: они принялись изымать все вещи, не указанные в списке. Поэтому неудачные формулировки решено было скорректировать.
Минюст снимает и ограничение на фотографии: раньше арестанту разрешено было держать при себе только фото близких родственников, теперь фразу «близких родственников» из правил исключили. В будущем планируется дать возможность сидельцам знакомиться с материалами своего дела на электронных носителях. Министерство также рассматривает идею о сокращении времени пребывания под стражей в СИЗО. Напомним, что, по данным ФСИН, в России функционируют 218 СИЗО.
Между тем пленум Верховного суда на днях внес изменения в постановления, касающиеся вопросов, связанных с арестом подозреваемых в уголовных преступлениях. ВС рекомендовал судьям проверять факты причастности подсудимого к преступлению. Раньше считалось, что судья, рассматривая вопрос об аресте, не должен вникать в доказательства вины.
В документе говорится, что заключать под стражу можно лишь после проверки судом «обоснованности подозрения причастности человека к преступлению». Также в нем указан перечень данных, которые можно считать веским основанием. Например, если «человек застигнут при совершении преступления или непосредственно после него», если на его одежде (или в его жилище) обнаружены явные следы преступления или на него указывают свидетели.
Для того чтобы это предложение действовало, ВС предложил контрмеры против неисполнительных судей: «Оставление судьей без проверки и оценки обоснованности подозрения в причастности лица к совершенному преступлению должно расцениваться в качестве существенного нарушения уголовно-процессуального закона (части 4 статьи 7 УПК РФ), влекущего отмену постановления об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу».
Суд внес еще одну важную поправку, касающуюся практики помещения подозреваемых под домашний арест. Согласно разъяснению, если человеку назначен домашний арест, это решение может быть обжаловано теми, кто живет с арестованным в одной квартире. Возможно, они не захотят терпеть неудобства. Скажем, тем, кто находится в домашнем плену, запрещено пользоваться средствами связи, Интернетом и общаться с посторонними: примером может служить Алексей Навальный. Впрочем, трудно представить, чтобы родственники подозреваемых способствовали отправлению последних в СИЗО из-за бытовых проблем.