«Платон» получил одобрение Конституционного суда. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
У недовольных «Платоном» водителей большегрузов остается все меньше веры в российское правосудие. Они не удовлетворены постановлением Конституционного суда (КС), признавшего систему соответствующей Основному закону РФ. Дальнобойщики теперь готовят собственное обращение в КС, и если ответ их не устроит, намерены обратиться в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).
Постановление КС в ответ на запрос депутатов-коммунистов вышло неоднозначным. С одной стороны, признается конституционность «Платона» – то, что характеристиками налога он не обладает. Двойного обложения дальнобойщиков (транспортный налог и акциз на топливо) суд также не усмотрел.
С другой стороны, КС сделал и несколько замечаний в адрес правительства РФ.
Во-первых, ему было указано на недопустимость чрезмерного обременения перевозчиков обязательными платежами. В материалах суда говорится, что платежи по «Платону» стали основной финансовой нагрузкой для дальнобойщиков, а кабинет министров, ранее предложив засчитывать плату при расчете транспортного налога, де-факто признал необходимость снижения этой нагрузки. Во-вторых, КС признал «недопустимость произвольного отказа от таких мер или автоматического прекращения их действия, даже если изначально они носили временный характер». В-третьих, под запрет ставится и «повышение установленного правительством РФ размера платы, помимо ее индексации, без указания на такую возможность в законе, а также внезапное изменение или отмена действующих в настоящее время понижающих коэффициентов».
Наконец, КС признал любые предписания, которые дают оператору «Платона» нормотворческие полномочия, не касающиеся организационно-технического регулирования, противоречащими Основному закону страны. Штрафы по системе, заключили в суде, не могут налагаться при отсутствии вины владельца большегруза. Тот, в свою очередь, имеет право доказывать, что формальные признаки нарушения продиктованы объективными обстоятельствами. Все эти противоречия необходимо завершить до 15 ноября 2016-го.
Таким образом, суд выдерживает логику «и нашим, и вашим». Если бы он целиком встал на сторону оператора и правительства – это могло бы быть неверно истолковано в обществе и даже способствовало бы нарастанию протеста. В операторе «Платона» ООО «РТ-Инвест. Транспортные системы» между тем подчеркнули, что существенных изменений работы системы в связи с решением КС не предвидится. Нормативным регулированием они заниматься не собирались, только техническими вопросами.
Получается, что суд, указав на необходимость прописать финансовые вопросы в законе, позволил кабинету министров сделать ответный ход. С одной стороны, нет никаких сомнений, что в правительстве решат все вышеуказанные проблемы. С другой стороны, высока вероятность того, что исполнительная власть интерпретирует это постановление как возможность карт-бланша. Поэтому, видимо, и устанавливается дедлайн – до 15 ноября.
Следующим шагом для подавших заявление в КС коммунистов гипотетически могло бы стать обращение в ЕСПЧ. Однако КПРФ на это не пойдет – это можно утверждать с высокой степенью уверенности.
Сами дальнобойщики, которые сейчас находятся в турне по российским регионам, остались недовольны решением суда. Они ссылаются на обе части 74-й статьи Конституции, которые запрещают установление «пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для перемещения товаров, услуг и финансовых средств», а также обязывают устанавливать «ограничения перемещения товаров и услуг» только федеральным законом. Впрочем, они считают, что и запрос коммунистов был сформулирован неверно и неточно.
Соответственно перевозчики прорабатывают сейчас с юристами вариант с подачей собственного заявления в КС. Однако, как сказал «НГ» один из координаторов движения Андрей Бажутин, веры в суд у них немного. Если их не устроит и следующее постановление, то они намерены дойти до ЕСПЧ.