Фото Reuters
Правительственные войска Сирии при поддержке авиации РФ почти полностью взяли под контроль нефтегазовые поля «Джизель» и «Шаер» в окрестностях Пальмиры (провинция Хомс). Сирийские СМИ сообщают, что в этом районе создается группировка войск для наступления на провинцию Дейр эз-Зор. Если это соответствует действительности, то анонсированное СМИ наступление спецназа США и курдов на Ракку не будет иметь для Дамаска большого военно-стратегического и экономического значения.
Дело в том, что не в Ракке, а именно в Дейр эз-Зоре, расположены основные месторождения углеводородов, находящиеся сейчас под контролем «Исламского государства» (ИГ – запрещенная в РФ террористическая организация).
Именно туда стремится сейчас армия Башара Асада. Отсутствие со стороны сирийских властей должного внимания к событиям в Ракке, видимо, связано с двумя причинами. Во-первых, у Асада нет достаточных средств, чтобы помешать им. Во-вторых, в Дамаске считают, что действия США и курдов по взятию негласной столицы ИГ не будут успешными. Сирийский Генштаб на днях сообщил, что «данные, полученные агентурной разведкой и беспилотниками, однозначно свидетельствуют о том, что мы имеем дело с большим блефом», так как никакие озвученные СМИ «огромные силы» под Ракку не переброшены. «Вопреки громкой пиар-кампании никакого масштабного наступления на Ракку нет, действительно группировка из оппозиционного сирийского «Демфронта» на севере Сирии выросла и бои активизировались, но в этом нет ничего необычного. Уже много месяцев курды воюют с ИГ в провинции Ракка, медленно пытаясь продвигаться вперед, и сейчас нет никаких предпосылок, что они в ближайшее время окажутся вблизи этого административного центра. Такими темпами они годами могут наступать», – цитируют офицера Сирийской арабской армии (САА) СМИ.
Арабские телеканалы сообщают об активизации возглавляемой США группировки в районе Ракки. Также сообщается, что бойцы «Демфронта» продолжают обстрел позиций террористов, а несколько боевиков взяты в плен. В соцсетях появились фотографии и видео, на которых американские спецназовцы, прибывшие в Сирию, носят на форме знаки различия курдских «Отрядов народной самообороны» (YPG), которых в Турции связывают с Рабочей партией Курдистана (РПК). Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу уже выразил возмущение этим фактом и заявил о двуличии Вашингтона.
Недовольство Турции действиями США не мешает ей использовать американское оружие и боеприпасы для подпитки боевиков, воюющих и против САА, и против ИГ. Военную активность Турции на границе с Сирией начальник Главного оперативного управления российского Генштаба Сергей Рудской назвал одной причин дестабилизации провинций Идлиб и Алеппо. Он отметил, что «не прекращается поток большегрузных автомобилей из Турции с оружием и боеприпасами, ежедневно пересекающих турецко-сирийскую границу. Продолжаются обстрелы турецкой артиллерией сирийских приграничных населенных пунктов и позиций курдского ополчения».
Нейтрализовать Турцию, которая боится создания у себя на юге сепаратистских курдских автономных районов, будет, конечно, трудно. И, видимо, не случайно президент РФ Владимир Путин, характеризуя перспективы сотрудничества с Анкарой и роль Турции в событиях вокруг Сирии, заявил: «Мы в контакте находимся с представителями турецкой стороны, по разным каналам партнеры выходят. Они ответ наш знают. Мы ждем каких-то конкретных шагов с их стороны. Пока их нет». А это значит, что значительные части провинций Идлиб, Латакия и Алеппо контролируют боевики, которых негласно поддерживает Анкара. При этом, несмотря на активность Турции на севере Сирии, в результате объявленного при поддержке РФ перемирия там сохраняется некоторое равновесие. И в этих условиях Дамаск, поддерживающие его шиитские группировки и Россия сосредоточивают усилия на юго-востоке.
Успехи САА в районе Пальмиры очевидны, и о них на днях сообщило Минобороны РФ. В свою очередь, арабские СМИ утверждают, что в субботу самолеты Воздушно-космических сил России и ВВС Сирии нанесли более 30 авиаударов по объектам ИГ в районе газового поля «Шаер» и военной авиабазы Т-4 в провинции Хомс близ Пальмиры. «Шаер» (крупнейшее в стране месторождение углеводородов) в последние месяцы несколько раз переходил из рук в руки. Но сейчас здесь, похоже, укрепилась армия Асада.
В своих социальных медиа боевики и их сторонники пишут, что на них наступают российские войска на современных танках. Но, как видно на фотографиях, распространенных военкорами САА, экипажи у Т-90 все же сирийские. Известно, что в боях за «Шаер» принимают участие сирийские бригады «Тигры» и «Соколы пустыни», действующие при поддержке 68-й бригады 18-й танковой дивизии армии Сирии и иракских формирований из «Бригады Абу Фадль-аль-Аббас» и «Бригады Имам Али». Именно эти силы и станут основой войск, которые, возможно, уже совсем скоро будут наступать на Дейр эз-Зор. Эта провинция важна Дамаску не только как источник углеводородов, но и как территория, взяв которую Асад перекроет границу с Ираком и ограничит доступ оттуда боевиков ИГ на территорию Сирии.
Таким образом, у Москвы и Дамаска есть своя стратегия борьбы с «Исламским государством»: не только уничтожение боевиков, но и занятие экономически выгодных территорий, на которых расположены основные нефтегазовые поля и инфраструктура, благодаря чему Асад и будет пытаться поднять из разрухи экономику страны.