0
2919
Газета Политика Интернет-версия

26.05.2016 00:01:00

Акт политического милосердия

Тэги: савченко, ерофеев, александров, обмен, песков, путин


савченко, ерофеев, александров, обмен, песков, путин Евгения Ерофеева и Александра Александрова в аэропорту уже ждали их любимые. Фото РИА Новости

Авральный обмен Надежды Савченко на Евгения Ерофеева и Александра Александрова выглядит как часть российской пропагандистской кампании. Ее тактическая цель, судя по всему, в усилении информационного влияния на общественное мнение Запада. Через демонстрацию благородных намерений можно попытаться снять во многом негативный образ нашей страны. Стратегическая же задача акта политического милосердия скорее всего в том, чтобы создать подходящий фон для «правильного» решения Европы по поводу антироссийских санкций.

Так называемый обмен Савченко на Александрова и Ерофеева действительно напоминал спецоперацию. Информационные ленты оказались переполнены дезинформацией, среди которой найти достоверную поначалу было практически невозможно. Ключевые же спикеры предпочитали хранить молчание.

Так, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сообщил, что ничего о якобы летящем в Ростов-на-Дону самолете с россиянами он не знает. Адвокаты осужденных вообще отмалчивались. Тем временем президент Владимир Путин встретился с близкими погибших в Донбассе журналистов – Марианной Волошиной и Екатериной Корнелюк. Они, как оказалось, еще 23 марта (то есть на следующий день после приговора Савченко) поговорили с лидером общественного движения «Украинский выбор» Виктором Медведчуком, после чего обратились к главе Российского государства с просьбой о помиловании им осужденной летчицы.

Путин вчера поблагодарил их за гуманизм и выразил надежду, что такие решения «приведут к уменьшению противостояния в известной зоне конфликта и помогут избежать подобных ужасных и не нужных никому потерь».

Обращает также на себя внимание тот факт, что Савченко, судя по всему, прошение о помиловании Путину не подавала, хотя, согласно закону, она должна была сделать это лично – как в свое время Михаил Ходорковский. Тут прослеживается явная уступка российской стороны украинской, позволяющая той сохранить репутацию. Дело в том, что законодательство Украины позволяет защите просить о помиловании от своего лица, в то время как не признавшей вердикт Ростовского суда Савченко пришлось как бы унизиться перед Россией. (cм. «НГ» от 24.05.16). Однако упрямой летчице пошли навстречу, причем, как отметил глава комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников, все прошло в соответствии с Конституцией.

Стоит отметить, что ожидание длилось не зря. Нынешний скоростной обмен выгоден России прежде всего в имиджевом контексте. В него вписывается и просьба к Путину о помиловании от Корнелюк и Волошиной: для россиян они спасли Александрова и Ерофеева, для западной аудитории – Савченко. Примечательно, что здесь как бы была проявлена российская – во многом религиозная – традиция сострадания.

По данным источника «НГ» в Киеве, окончательное решение об освобождении заключенных было принято на недавних переговорах «нормандской четверки». Следовательно, руководство РФ преследует какие-то цели и с точки зрения международной политики. В таком случае операцию по обмену можно рассматривать и как внешнеполитическую, которая состоит из двух фаз. Сначала воздействие на Запад идет через зарубежные СМИ, которые рассказами о милосердии русских сами же улучшают наш имидж. А затем, вполне возможно, последует вторая фаза – размен более крупных, чем Савченко, фигур для того, чтобы Европа и США могли начать с нами разговоры об ослаблении санкций.

Марианна Волошина и Екатерина Корнелюк выступили инициаторами помилования Надежды Савченко. 	Фото с сайта www.kremlin.ru
Марианна Волошина и Екатерина Корнелюк выступили инициаторами помилования Надежды Савченко.
Фото с сайта www.kremlin.ru

В целом же речь сегодня идет о расчете трех разных сторон на три разные аудитории – российскую, украинскую и западную. Первой нашими властями преподносится версия спасения своих сограждан. Украинцы же ударились в пропаганду: как сказал Порошенко, «вернем Крым, как вернули и Надежду». Но и Россия пытается оказать влияние на соседей: особенно важной в этой игре выглядит роль Медведчука, способствовавшего переговорам, после которых он заявил о возможности восстановления отношений между братскими народами. Однако все-таки самое интересное – это с чем уже выходят европейские и американские СМИ.

Например, Guardian пишет о «триумфальном моменте для Украины», приводит комментарии российской оппозиции, но не забывает упомянуть о гуманности президента РФ. Monde вспоминает о других 20 заключенных в тюрьмы украинцах, среди которых, в частности, режиссер Олег Сенцов. New York Times и Reuters намекают: решение принято за несколько недель перед тем, как Евросоюз должен будет принять решение о продлении или снятии с России санкций. Reuters при этом считает, что освобождение Савченко может поспособствовать нормализации отношений РФ и Запада. Агентство France24, в свою очередь, предположило, что летчица оказалась просто больше не нужна России, власти которой согласились на выгодный обмен.

Рупор российской информационной политики на Западе – Russia Today – дает наиболее выгодную для страны трактовку. Во-первых, приводится полная история с мартовской просьбой Корнелюк и Волошиной о помиловании Савченко. Во-вторых, ссылаясь на Пескова, журналисты сообщают, что указ о помиловании был подписан одновременно с прибытием в Москву Ерофеева и Александрова. Руководство страны и без того не нуждалось в сохранении лица, однако такой как бы ответный шаг подчеркивает силу власти. Надо полагать, это еще одна причина изначального молчания того же Пескова.

Таким образом, Россия попадает в беспроигрышную с точки зрения медийной стратегии ситуацию: она может оказывать информационное влияние, на нее же надавить не могут. Впрочем, еще неизвестно, добьются ли наши власти своих целей такими методами.

Политолог Николай Петров считает помилование результатом недавнего телефонного разговора в нормандском формате. Он считает, что приводимые властями объяснения, во-первых, являются попыткой «представить произошедшее не как договоренность с западными лидерами, а как колесо машины правосудия», а во-вторых, подчеркнуть роль Медведчука, «который является сейчас главным контрагентом Кремля в Киеве».

При этом эксперт уверен, что встреча с родственниками погибших журналистов наверняка была инициирована самим украинским политиком. По его словам, российской власти было выгодно его отметить: «Изначально это вряд ли было элементом информационной операции, это просто был один из множества ходов, которые использовались, но когда три дня назад договорились об освобождении Савченко, а сегодня надо было это освобождение объяснить какими-то благородными мотивами, – выбрали этот».

По его словам, логично, что Россия во всей этой истории выглядит милосердной: «Ясно, что в этом случае было множество обращений политиков и общественных деятелей, правозащитников и других по поводу Савченко, но власть выбрала тех из них, которые позволяют ей продемонстрировать свою добрую волю, а не слабость в политическом торге или под нажимом со стороны западных лидеров. Хотя понятно, что было все». Помилование украинки эксперт сравнил с историей Ходорковского: последнего освободили после длительных переговоров с Германией, но формально он просто написал прошение о помиловании.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2046
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1311
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
973
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1279

Другие новости