Саммит в Сочи должен стать прорывным в отношениях между Россией и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Фото с сайта www.russia-asean20.ru
Начавшийся вчера в Сочи саммит Россия–АСЕАН показал заинтересованность его участников в обеспечении мира и стабильности в Юго-Восточной Азии. Это не только военный, но и геополитический вопрос. И эта сфера возможного сотрудничества России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) рельефно высветилась вчера во время неформального общения президента РФ Владимира Путина со своими коллегами.
Именно эти аспекты обсуждались на первой в истории неформальной встрече министров обороны РФ и стран АСЕАН, которая состоялась в Москве 26 апреля по инициативе российского военного ведомства.
Общаясь тогда с коллегами из стран АСЕАН, министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу предложил, чтобы сотрудничество в военной сфере шло с ними как на многосторонней, так и двусторонней основе.
Были определены и сферы, представляющие взаимный интерес. «Среди них противодействие международному терроризму, обеспечение безопасности на море, помощь при ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф, военная медицина, гуманитарное разминирование», – отмечало военное ведомство.
Теперь планы АСЕАН и России в сфере безопасности начинают наполняться конкретным содержанием. Как рассказал помощник президента РФ Юрий Ушаков, на встрече с султаном Брунея Хассаналом Болкиахом российский президент обменялся с ним мнениями о перспективах наращивания сотрудничества, в том числе в сфере безопасности по совместному противодействию новым вызовам и угрозам. Обсуждались условия «заходов российских военных кораблей в порты Брунея, проведения совместных учений по оперативной и боевой подготовке, в том числе антипиратской направленности».
Данные темы заранее готовились дипломатами Брунея. Накануне саммита в Сочи посол Брунея в России Хайни Хашим выразил надежду, что РФ и АСЕАН активизируют сотрудничество «в сфере борьбы с терроризмом и другими транснациональными преступлениями». Хайни Хашим также высказал надежду на дальнейшее с РФ «тесное сотрудничество и координацию между нашими правоохранительными органами и специальными службами, особенно в части предотвращения проникновения экстремистских элементов в наш регион».
Как Россия и Бруней будут сотрудничать при решении этих вопросов, видимо, будет расписано в соответствующих соглашениях. И в этом, видимо, помогут контакты между представителями российских предприятий и делегаций АСЕАН, которые проходят на полях саммита в Сочи. Вчера СМИ сообщили, что холдинг «Росэлектроника» предложил своим партнерам из АТР организовать единую систему контроля за трансграничными грузопотоками путем установок досмотровых комплексов отечественного производства. Целая номенклатура вооружений – от стрелкового до ракетного, авиационного и военно-морского – через правительственные структуры РФ предлагается предприятиями оборонки.
Отдельным пунктом взаимоотношений РФ и АСЕАН значатся чисто военные и геополитические планы. У Москвы уже хороший пример подобного взаимовыгодного сотрудничества в АТР – с Вьетнамом. Как известно, с конца 2014 года у РФ с этой страной действует соглашение об упрощенном порядке захода российских кораблей во вьетнамский порт Камрань. Одновременно с весны 2014 года аэродром Камрани впервые стал использоваться для обслуживания самолетов Ил-78, которые обеспечивают дозаправкой топливом в воздухе стратегические ракетоносцы Ту-95МС, патрулирующие в районе Тихого океана.
Накануне саммита РФ–АСЕАН посол Вьетнама в РФ Нгуен Тхань Шон заявил, что его страна не против возвращения России на военную базу в Камрани. Однако, судя по официальным сообщениям, данный вопрос в Сочи вчера не поднимался. Видимо, России пока хватает того, что ее боевые корабли и так имеют свободный доступ к портовой инфраструктуре Вьетнама. Скорее всего в Москве считают, что военная база в Камрани России пока не нужна по экономическим причинам. Ведь за ее аренду официальный Ханой потребует денег. А их в бюджете страны, как известно, и так не хватает.
Между тем по другим военно-гуманитарным вопросам Москва, похоже, готова продолжать и развивать сотрудничество. К примеру, российская военная делегация участвовала в заседании Диалога представителей оборонных ведомств и 13-й конференции Регионального форума АСЕАН по безопасности, которые прошли 5–6 мая в Лаосе. До этого представители Минобороны РФ в апреле 2016 года посетили Таиланд, где приняли участие в открытии Центра военной медицины АСЕАН в Бангкоке. Тогда делегация во главе с начальником Главного военно-медицинского управления (ГВМУ) Минобороны генерал-майором медслужбы Александром Фисуном договорилась со своими коллегами из медицинского департамента Королевской армии Таиланда о совместных действиях при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Также было признано целесообразным оперативно реагировать на возникновение эпидемий инфекционных заболеваний, в том числе проводить совместные научные разработки. Чуть позже делегация ГВМУ побывала в Японии, где принимала участие в промежуточной планирующей конференции по подготовке к военно-медицинским учениям, которые пройдут в сентябре в Таиланде. В данных учениях предполагается участие подразделений военных медиков из 18 государств – участников АСЕАН и их диалоговых партнеров.
Все эти планы, видимо, закреплены документально. Ведь накануне нынешнего саммита в Сочи правительства России и Таиланда подписали соглашение о военном сотрудничестве. Документ был подписан по итогам переговоров, которые глава российского кабинета министров Дмитрий Медведев провел с премьером Таиланда Праютом Чан-Очой. Детали соглашения официально не оглашаются. Но ранее СМИ писали о том, что Таиланд намерен закупить у России военно-транспортные вертолеты (см. «НГ» от 17.05.16). Кроме того, по данным Минобороны, Россия и Таиланд будут развивать отношения в военно-медицинской сфере.