Генсек НАТО Йенс Столтенберг и премьер-министр Румынии Дачиан Чолош дали старт очередному витку противостояния РФ и альянса. Фото Reuters
Вчера на военной базе Девеселу в Румынии помощник госсекретаря США по вопросам контроля над вооружениями Фрэнк Роуз принял участие в церемонии подтверждения оперативной готовности к боевой работе наземного комплекса противоракетной обороны (ПРО) Пентагона Aegis, оснащенного ракетами-перехватчиками Standard Missile 3. Сегодня подобный комплекс начнут возводить в Польше, первый камень в фундамент заложит также Фрэнк Роуз. Таким образом, Пентагон официально запустил в Европе систему ПРО США, которая, по оценкам российского военного ведомства, будет угрожать РФ. Очевидно, Москве придется как-то реагировать на эти шаги Вашингтона.
Постановка на боевое дежурство американских ракет ПРО в Румынии, по словам военного эксперта генерал-лейтенанта Юрия Неткачева, повлечет перенацеливание российских оперативно-тактических ракет и иного высокоточного оружия на эти новые цели. Он объясняет это тем, что установленные в Румынии пусковые установки могут обеспечивать запуск не только ракет системы ПРО, но и крылатых ракет, способных нанести удар по стратегическим объектам в Западной и Центральной России. «Это не сенсация, – отмечает эксперт, – поскольку ранее официальные лица в Москве не раз заявляли, что Россия примет «необходимые военно-технические меры» в случае продвижения военной инфраструктуры НАТО к границам РФ».
Подобное мнение высказал в среду и директор Департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД РФ Михаил Ульянов. По мнению дипломата, решение США запустить систему противоракетной обороны на территории Румынии ошибочно: оно нарушает баланс стратегических сил в Европе и реализуется вразрез с положениями договора о ракетах средней и меньшей дальности. Со стороны МИДа также прозвучал явный намек на то, что запуск ПРО США в Европе будет иметь соответствующую военно-техническую реакцию России. Если вспомнить, еще год назад начальник российского Генштаба генерал армии Валерий Герасимов заявлял, что РФ будет вынуждена принять ответные военно-технические меры на развертывание американской глобальной системы ПРО, в том числе в отношении стран, на территории которых размещаются объекты этой системы. «В итоге неядерные государства, на территории которых размещаются противоракетные средства, – сказал тогда Герасимов, – становятся объектами первоочередных ответных действий».
Не удивительно, что вчера пресс-секретарь американского посольства в РФ Уильям Стивенс назвал реакцию Москвы в связи с развертыванием НАТО элементов американского ПРО в Европе угрозой. «Система ПРО, развертываемая в Европе, не направлена против РФ, и она не будет подрывать российский стратегический потенциал. С точки зрения географии и физики невозможно сбить российскую межконтинентальную ракету из пунктов, размещенных в Польше или Румынии.
Россия знает об этом. И мы заявляли об этом российской стороне в разное время и на разных уровнях. Российские угрозы о том, что союзники (США по НАТО. – «НГ») станут целью из-за своей поддержки системы ПРО, являются неприемлемыми и безответственными», – сказал Стивенс.
Глава российского Генштаба, естественно, оценивает ситуацию иначе. Во-первых, он солидарен с мнением российского МИДа о том, что развертывание американских противоракетных средств сопровождается нарушением со стороны США положений договора о ракетах средней и меньшей дальности. «Речь идет об использовании в размещаемых на территории Румынии и Польши наземных комплексах ПРО Aegis Ashore универсальных установок вертикального пуска МК-41, позволяющих кроме противоракет Standard-3 применять и крылатые ракеты Tomahawk», – уточняет Герасимов.
Во-вторых, по мнению генерала, «развернутые в Европе, Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также на Американском континенте комплексы ПРО, по сути, представляют собой эшелонированную систему перехвата на начальном, среднем и конечном участках полета баллистических ракет наземного и морского базирования». Такие ракеты кроме США есть только у РФ и КНР. Значит, глобальная система ПРО США направлена против этих стран.
И в-третьих, «продолжение реализации противоракетных планов США и НАТО создает реальную угрозу для российских стратегических ядерных сил». Герасимов уверен, что «комплексы ПРО Aegis имеют значительный противоспутниковый потенциал, создающий угрозу функционированию российской орбитальной группировки космических аппаратов».
На эти высказывания главы российского Генштаба Пентагон пока никак не отреагировал. То есть Россия и США остаются на своих позициях. И Москва, похоже, уже готовит меры по противодействию развертыванию ПРО США в Европе. Какие это могут быть меры, не сообщается. Хотя, судя по опыту боевых действий России в Сирии, несложно вычислить вооружения, которые способны гарантированно уничтожить комплексы ПРО США в Румынии и Польше. Скажем, встречаясь в минувшую среду с руководящим составом Минобороны и представителями оборонно-промышленного комплекса (ОПК), президент РФ Владимир Путин особо отметил превосходные тактико-технические характеристики высокоточных боеприпасов и крылатых ракет «большой дальности воздушного и морского базирования», применяемые в Сирии. «Полученный опыт необходимо всесторонне изучить и на основе сделанных выводов определить оптимальные шаги по дальнейшему совершенствованию систем вооружения и повышению боевой мощи российской армии и флота», – поставил глава государства задачу военачальникам и представителям ОПК.
О чем идет речь, догадаться нетрудно. Минобороны РФ не раз уже сообщало о применении в Сирии против боевиков крылатых ракет (КР) комплекса «Калибр НК» морского базирования. По сухопутным целям эти ракеты могут использоваться (в ядерном и обычном снаряжении) на дальности до 2600 км. То есть из любой точки Черного моря эти ракеты гарантированно достанут любую цель на территории Польши и Румынии. Есть перспективные образцы высокоточных вооружений, которые базируются на самолетах дальней авиации (ДА). В СМИ проходила информация, что в Сирии самолеты ДА применили перспективные КР Х-101/102. Они так же, как и «Калибры-НК», могут оснащаться в ядерном и обычном снаряжении. А дальность их полета, по некоторым данным, может составить до 5 тыс. км. То есть самолеты ВВС России могут запускать КР, не входя в зону ПВО вероятного противника.
На днях начальник Государственного центрального межвидового полигона Капустин Яр генерал-майор Леонид Михолап рассказал об уникальных испытаниях ракетного комплекса оперативно-тактического назначения «Искандер-М» «с новыми головными частями на дальность, близкую к максимальной». Дальность действия «Искандеров-М», видимо, была большой, поскольку, по словам Михолапа, пришлось «задействовать боевые поля, арендованные в Республике Казахстан». Руководство РФ не раз, как известно, заявляло, что в ответ на развертывание ПРО США в Европе будет размещать дивизионы «Искандеров» вблизи границ НАТО. Боеголовки ракет этих комплексов могут также оснащаться, как в обычном, так и в ядерном снаряжении.