Фото пресс-службы Законодательного собрания Карелии
Госдума вчера приступила к работе над законопроектом о запрете депутатам заксобраний субъектов РФ работать руководителями структур, созданных региональными и муниципальными властями. Это касается и коммерческих, и бюджетных организаций. Инициатива парламента Республики Карелия вписывается в рамки кампании по выдавливанию из политики разного рода бизнесменов и чиновников, которую под предлогом борьбы с коррупцией осенью прошлого года начали Кремль и «Единая Россия».
Заксобрание Карелии обнаружило в стране серьезное нарушение принципа разделения властей. Речь идет о том, что в представительные органы спокойно проникают люди из исполнительных структур. Закон об общих принципах организации органов власти субъектов РФ предлагается соответствующим образом откорректировать, прописав для региональных депутатов еще одно ограничение.
Сейчас им нельзя быть одновременно депутатами Госдумы, членами Совета Федерации, судьями, занимать любые должности в исполнительной власти – от федеральной до муниципальной. Причем это касается всех парламентариев вне зависимости от того, осуществляют ли они свои полномочия на постоянной основе или по совместительству.
Карельское Заксобрание предлагает разделение властей углубить, сделав для депутатов запретными и посты руководителей унитарных предприятий, гос- или муниципальных учреждений. Во время своего депутатства нельзя им будет и работать «единоличным исполнительным органом хозяйственного общества, акции, доли в уставном капитале которого находятся в государственной или муниципальной собственности», то есть гендиректорами и председателями правлений. Стоит отметить, что инициатива, похоже, касается не только «бизнесменов на бюджете», но и глав образовательных, медицинских и прочих бюджетных организаций. Их среди региональных депутатов тоже немало.
В пояснительной записке изложены такие аргументы, которые опираются на статьи Гражданского кодекса (ГК) и соответствующего законодательства. Например, в законе об унитарных предприятиях написано, что директора назначаются собственником и полностью ему подотчетны. В статье же 125 ГК говорится, что региональные и муниципальные власти вправе иметь и коммерческие компании со своим участием. А стало быть, и их руководители тоже напрямую подчиняются исполнительным органам.
«Исходя из вышеизложенных норм, депутат, являясь таким руководителем, находится в подотчетности тех или иных представителей исполнительной власти в лице учредителей (собственников) возглавляемой организации», – указывает Заксобрание Карелии. Но при этом не дает ответа на вопрос, из кого же тогда смогут состоять региональные парламенты. Напомним, кстати, что вступившие в силу осенью прошлого года очередные антикоррупционные поправки уже сделали не слишком комфортным пребывание в заксобраниях для большого круга предпринимателей.
Тогда «Единая Россия» при поддержке Кремля жестко отреагировала на факты игнорирования ее депутатами норм закона о предоставлении финансовых и имущественных деклараций и распространила на региональном и местных уровнях требования об обязательном для всех должностных лиц уведомлении о наличии у них конфликта интересов. Это во многом сделало бессмысленной борьбу за депутатские мандаты для большого слоя именно единороссов. Так что карельский законопроект вполне в этот тренд вписывается, хотя и доводит его практически до абсурда.
Впрочем, Заксобрание республики показывает, что от реальности оно все-таки не отрывается. В своем описании принципа разделения властей депутаты отходят от классического определения, указывая, что в России три ветви власти, конечно, «относительно независимы» друг от друга.