Фото Павла Сарычева\НГ-Online
Антитеррористические законопроекты депутата Ирины Яровой и сенатора Виктора Озерова будут рассмотрены Госдумой в первом чтении 18 мая вместе с президентскими инициативами о создании Нацгвардии. По данным «НГ», поправки ко второму чтению пакета Яровой будут, но они не коснутся двух главных новаций: запрета на выезд за рубеж и отмены решения о предоставлении гражданства РФ.
Возглавляемый Яровой профильный комитет Госдумы ожидаемо одобрил вчера все эти законопроекты. Зампред комитета по безопасности и противодействию коррупции Дмитрий Горовцов сказал «НГ», что инициативы можно рассматривать и как взаимосвязанные.
Впрочем, оснований на то нет, ведь формально они как раз не связаны: однако нельзя не заметить, что в назначении голосования на один день существует некое прикладное пропагандистское значение – сначала депутаты единогласно принимают президентский законопроект о Нацгвардии, а потом им предлагают одобрить и антиэкстремистский пакет Яровой.
Напомним, что инициатива депутатов касается не только общего ужесточения статей Уголовного кодекса (УК), в частности, снижения возрастного порога привлечения к уголовной ответственности за терроризм (см. «НГ» от 11.04.16). Она еще и создает для силовиков новые возможности для отзыва гражданства и недопущения выезда из России за рубеж сомнительным или потенциально опасным элементам.
Так, решение о приобретении гражданства РФ, согласно поправкам, подлежит отмене «в связи с осуждением лица к наказанию по приговору суда, вступившему в законную силу, за совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205–206, 208, 211, 277–282, 360 и 361 УК». А это, кстати, все террористические и экстремистские статьи. Есть и нюанс: отмена решения невозможна, «если такое лицо не имеет иного гражданства или гарантии на его приобретение». Таким образом, эта норма, судя по всему, касается в основном так называемых новых россиян из числа мигрантов.
Депутаты также предлагают дополнить норму о запрете выезда за рубеж следующим громоздким объяснением: она распространяется на тех, кто «является лицом, которому в установленном порядке объявлено официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205. 1–205. 5, частями третьей и четвертой статьи 206, частью четвертой статьи 211, статьями 353, 356, 357, 358, 361 УК РФ, в течение пяти лет со дня объявления ему официального предостережения, а равно имеющим неснятую или непогашенную судимость за совершение сопряженного с осуществлением террористической деятельности хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 277, 278, 279 и 360 УК РФ, и (или) преступления экстремистской направленности». Если расшифровывать этот канцеляризм, то получится такая формулировка: заграница не светит подозреваемым в терроризме, а также тем, у кого есть судимость за терроризм или экстремизм.
Напомним, что вокруг законопроектов уже развернулась дискуссия: несистемная оппозиция заподозрила, что антиэкстремистские поправки нацелены против нее. Скажем, статья 282 УК (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства) действительно может использоваться с этой целью. С другой стороны, логично и то, что силовики намерены держать «экстремистов» на крючке: если уж попал в этот условный список, то оставайся в стране.
Соответственно возникает вопрос: будут ли депутаты вносить поправки и какие конкретно? Судя по всему, вопросы с гражданством и заграницей закрыты. По словам Горовцова, в многостраничных отзывах к законопроектам об этом ничего не говорится. Зато есть уточнение другого рода, например, о снижении возрастного порога, которое уже и так предусмотрено в некоторых действующих законах. Следовательно, ко второму чтению потребуется провести некую унификацию. С другой стороны, международный опыт (например, Швейцарии) показывает, что законодательство по предотвращению терроризма среди несовершеннолетних может быть даже строже того, что предлагают наши депутаты. Соответственно можно предположить и ужесточение ныне предлагаемых депутатами поправок.