Фото агентства городских новостей "Москва"
В последний день марта состоялось знаковое для автомобилистов событие – общественное обсуждение термина «опасное вождение», проходившее под эгидой открытого правительства и по инициативе первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова. Предлагаемые поправки расширяют пункт 1.5 ПДД, который обязывает участников дорожного движения действовать таким образом, чтобы не создавать опасности на дорогах, и конкретизируют его в отношении водителей, по вине которых совершается до 80% дорожно-транспортных происшествий. Окончательного решения по определению критериев для выявления агрессивных водителей, как и по поводу введения мер наказания для них, на встрече экспертов принято не было, однако тренды, наметившиеся в ходе дискуссии, продолжающейся в Интернете и СМИ более года, уже можно отчетливо проследить.
Во-первых, назначен срок оформления предложений по определению термина «опасное вождение» в форму постановления правительства. Это май текущего года. Во-вторых, с учетом того факта, что подавляющее большинство экспертов высказываются против возможности введения уголовного наказания для агрессивных водителей, есть предположения, что данная мера применяться не будет. В-третьих, в случае принятия закона об опасном вождении записи фиксирующих устройств – смартфонов и видеорегистраторов, например, при разборе нарушения можно будет использовать в суде в качестве доказательств. Еще одна предлагаемая Департаментом транспорта новация – о передаче прав по определению агрессивных водителей сотрудникам ГИБДД с возможностью без решения суда фиксировать данное нарушение и лишать прав автомобилистов на срок до шести месяцев.
Отмечу, что на сегодняшний день рассматривается следующая формулировка термина, определяющего опасных водителей: агрессивный водитель – это водитель, создающий опасность для движения и нарушающий ПДД, например при перестроении, обгоне, повороте, развороте или остановке. А также водитель, не соблюдающий требования к безопасной дистанции до движущегося впереди авто, боковые интервалы, необоснованно и резко тормозящий, препятствующий обгону и пр. Факт свершения многих из вышеперечисленных нарушений довольно трудно выявить; при этом напомню, что в настоящее время рапорт инспектора является юридическим доказательством в административном деле, а объяснение водителя таковым не является. Следовательно, добиться справедливости от инспектора дорожной службы, если у автомобилиста нет записи с видеорегистратора, будет практически невозможно. А это значит, что, по сути, мы получим ситуацию, когда презумпция виновности водителя будет возведена в ранг закона. Не стоит забывать и о том, что возможность для сотрудника ГИБДД субъективно оценивать степень опасности вождения может привести к тому, что водители-лихачи, на которых в первую очередь ориентирован новый законопроект, будут по прежнему играть в «шашечки» на дорогах, раздавая инспекторам ДПС взятки, а законопослушные и «малообеспеченные» водители в случае появления сомнений о степени их агрессии за рулем будут лишаться прав и месяцами доказывать свою невиновность в судах, которые с максимальной долей вероятности станут выносить обвинительные вердикты.
Стоит отметить, что зарубежные законы также предусматривают ответственность за опасное вождение, но при этом отделяют его от неосторожного, то есть однократного нарушения ПДД без злого умысла. Доказательство того, что водитель намеренно совершил опасные действия на дороге, и является главным критерием в установлении его вины. В Германии, например, за «демонстрацию своих эмоций» на дороге могут наложить штраф в размере 250 евро, а также лишить водительских прав на три месяца. В РФ частые перестроения также давно запрещены ПДД. При интенсивном движении менять полосу разрешается только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия.
Проблема в том, что на практике любители агрессивной езды почти никогда не штрафуются, за исключением тех случаев, когда их маневры стали причиной аварии. Потому лихачей на дорогах с каждым днем становится все больше и больше, а механизма наказания для таких водителей нет. Для того чтобы исправить эту ситуацию, безусловно, нужны новые методы фиксации нарушений и воздействия на нарушителей, но имеющиеся наработки в отношении закона об опасном вождении пока порождают слишком много вопросов и сомнений в своей адекватности. В частности, у ряда экспертов даже нет уверенности в том, что вообще имеет смысл пытаться свести совершенно разные нарушения к одной статье ПДД. Не говоря уже о том, что без тщательно продуманных и объективных методов фиксации подобных нарушений принятие закона об опасном вождении повлечет за собой новую волну несправедливостей, которых и так сегодня немало в жизни российских автовладельцев. Проблему безопасного вождения нужно решать комплексно, не только на заседаниях с участием автомобильных экспертов, чиновников и представителей СМИ, но и обсуждая этот вопрос с самими автомобилистами.