В «Открытой России» кандидатам готовы сделать кампанию «под ключ». Фото автора
До конца недели «Открытая Россия» (ОР) Михаила Ходорковского определит финальную пятерку претендентов на участие в выборах Госдумы при поддержке этой структуры. Корреспондент «НГ» выяснил, как проводит работу с решившимися встать под его знамя кандидатами и сам экс-олигарх, и нанятые им специалисты.
«Ми-мэ-ма, ма-ми-мэ», – в унисон повторяют тренер по технике речи Александр Антонов (имя изменено. – «НГ») и лидер Тюменского отделения Партии прогресса Александр Куниловский. Неделей ранее он узнал, что прошел отбор и стал одним из тех кандидатов, кампанию которым будет делать штаб Михаила Ходорковского. Утром он приехал из Тюмени прямиком в офис «Открытой России» в центре Москвы, где открыт центр по подготовке кандидатов. Стилисты, тренеры, фотографы и политтехнологи разрабатывают им кампании, что называется, «под ключ».
«Людям нужен позитив!» – убеждает тренер, демонстрируя видео с дебатов Демкоалиции, на которые вечером должен уже отправиться и Куниловский. На записи видно, что один из участников картавит, очень быстро говорит и вообще явно сильно возбужден. «Как следствие, у зрителей создается впечатление, что претензии адресуются не власти, а им, – поясняет Антонов. – Кстати, на вопрос, Крым наш или не наш, уже придумали, как будете отвечать?»
Кандидат придумал – дескать, вопрос сложный, но претензии не к самому факту присоединения, а к тому, как он прошел. Тренер хвалит. Позже вопрос о том, есть ли консолидированная позиция по Крыму, которую должны озвучивать кандидаты, удается задать Михаилу Ходорковскому лично, во время его телемоста с Куниловским. Глава ОР лаконичен: сначала, мол, надо провести честные выборы, затем избрать легитимное правительство, и оно уже будет решать этот вопрос: «Сейчас он не в числе первоочередных».
Во время онлайн-трансляции Ходорковский продолжает обсуждение тезисов, с которыми этот его кандидат пойдет на дебаты Демкоалиции. Выслушивает, затем что-то поправляет, добавляет от себя. Впрочем. программы кандидатов основываются в основном на региональных повестках. В случае с Куниловским, который пойдет в Госдуму от Тюмени, в центре программы проблема дорог и обустройства города.
«Люди рассматривают кандидата, идущего в Госдуму от их округа, как мешок с подарками», – пояснил «НГ» один из московских тренеров «Открытых выборов» Виталий Шушкевич. Он указал, что вопросы типа принадлежности Крыма, свободных выборов, смены политической системы избирателей не слишком волнуют – и это хорошо показали фокус-группы. «Людей интересуют проблемы, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни», – подчеркнул эксперт.
Тренинг в офисе ОР тем временем набирал обороты. Кандидата одновременно и фотографировали, и мучили неудобными вопросами, которые неизменно прозвучат либо от избирателей, либо от конкурентов. Например – зачем идти на выборы, если один человек все равно ничего не изменит. «К концу фотосета ты меня возненавидишь», – пообещал Шушкевич Куниловскому. И действительно, в какой-то момент кандидат не выдержал и заявил, что он уже не может отвечать на вопросы и при этом позировать.
Корреспондент «НГ» спросил у кандидата, в какой момент его желание участвовать в выборах пересилило риски, связанные с именем Ходорковского. Куниловский дал понять, что терять ему особо было нечего, участвовать в выборах он мог либо так, либо никак: «В регионах заниматься политикой, если ты не встроен в нынешнюю систему, невозможно. Ходорковский же дает возможность заработать политический капитал».
«Все, что можно было потерять, я уже потеряла», – сообщила «НГ» еще один кандидат Марина Белова, которая пойдет одномандатником в Тверской области. Ранее она владела строительной компанией, которая разорилась из-за кризиса. Ее цель – попытаться изменить что-либо в Твери, откуда она родом, хотя бы отдельно взятую деревню. «Так в этой деревне вам скажут, что Ходорковский уголовник», – предположил корреспондент «НГ». «Уже говорили, но я нашла способ, как с этим бороться, – переубеждать. Но не сразу, а постепенно, наводящими вопросами».
Однако выборы скоро закончатся, а кандидаты останутся, и сотрудничество с Ходорковским навсегда останется своеобразным клеймом на их политической карьере. «НГ» попросила рассказать о том, «как будете защищать кандидатов», руководителя проекта «Открытые выборы» Тимура Валеева.
Он подчеркнул, что все подобные риски просчитаны: кандидатам и членам их семей во время выборов и по их окончании гарантируется юридическая защита. Хотя можно надеяться, что она и не потребуется, поскольку принцип проекта – полная прозрачность. Что же касается его целей и вопросов типа – а стоит ли оно того, то ведь вариантов действий у оппонентов власти немного: «Для нас важна трибуна. Многие лидеры протеста уехали за границу. И все. Понятно, что их заставили. Но кому от этого лучше? Надо дальше, на всех уровнях пытаться идти к избирателю. К условной Марьванне. Которая со временем может нас и услышать».
В качестве первого шага на этом пути к народу Валеев демонстрирует журнал «Открытых выборов» с президентом Владимиром Путиным на обложке. Внутри – его собственные цитаты и его чиновников в сравнении с высказываниями кандидатов ОР. И есть надежда, пояснил Валеев, что тираж может дойти до избирателя: «Ни один региональный чиновник не решится отдать приказ об изъятии или там сжигании издания с Путиным на обложке».
Ходорковский же на вопрос «НГ» о судьбе, ожидающей его подопечных после выборов, ответил так: «Для тех, кто проявит себя наиболее эффективно, мы продолжим программу подготовки для участия в региональных выборах – на уровне муниципалитетов и заксобраний». А дальше – следующий избирательный цикл, выборы 2018, 2022 и 2024 годов. «Ровно поэтому мы ориентируемся на людей до 45 лет. Расчет идет на то, что через восемь лет кандидат должен находиться в активной политической фазе – в соответствии с задачами нашего проекта».
Напомним, что «Открытая Россия» намерена провести 25 одномандатных кампаний для 20 кандидатов в Госдуму и 5 – для кандидатов в депутаты региональных заксобраний. Последняя пятерка фамилий будет определена уже на этой неделе.