Фото Reuters
В судах, как стало известно «НГ», могут появиться электронные табло с бегущей строкой о наличии свободных мест в следственных изоляторах (СИЗО). Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) таким образом намерена помочь судьям в решениях по мере пресечения. Несмотря на уменьшение числа арестов подозреваемых и обвиняемых, в крупных городах СИЗО все равно остаются переполненными.
ФСИН рассчитывает, что наглядные данные позволят судьям не арестовывать человека за нетяжкое преступление, а применить к нему альтернативную меру – подписку о невыезде, залог, домашний арест. У проблемы переполненности СИЗО есть и еще одна сторона – это очереди, в которых стоят адвокаты и даже следователи, которые с трудом добираются до своих подзащитных и подследственных.
Однако аресты продолжают оставаться у следствия и суда наиболее популярной мерой пресечения, а у руководства СИЗО нет права отказаться от приема все новых и новых заключаемых под стражу.
В прошлом году Генпрокуратура заявляла, что норма площади 4 кв. м на человека не соблюдается в 59 следственных изоляторах 24 регионов страны. Особенно тяжелая ситуация была в столице – все изоляторы были переполнены, причем семь из них – на 27%. С тех пор положение не сильно поменялось, сегодня в московских СИЗО содержится 11,2 тыс. человек при лимите в 8,6 тыс. «В среднем на одного заключенного приходится 3,1 кв. м. Переполнение составляет 37,7%», – сообщили в пресс-службе ФСИН.
По словам правозащитника Валерия Борщева, ситуация действительно тревожная. «Перелимит по стране не меньше чем в 1,5 раза. Когда мы приходим с проверками в СИЗО, то видим, что люди спят на полу. И несмотря на оптимистичные прогнозы властей, ситуация ничуть не меняется», – заявил он «НГ». Электронную строку Борщев посчитал пустой, хотя и дорогой затеей, тем более что вся информация о наполненности изоляторов есть на сайте ФСИН – и судьи с ней знакомы. Борщев напомнил о еще одной идее, прозвучавшей не так давно, – мол, в крупных городах надо, наконец строить новые СИЗО. «Это тоже не выход, например, потому что тем самым мы ориентируем судебную систему на дальнейшие посадки людей», – уверен он.
По его данным, сегодня в СИЗО по тяжким статьям сидят не более 20% арестантов, остальные – в основном за экономические махинации. Теснота имеет место и в тюрьмах: «Переполненность колоний не столь очевидна. Камеры там рассчитаны человек на 60, и посчитать, нет ли лишних 10, труднее, чем в изоляторах. Но проблема полностью забитых тюремных камер назреет уже в ближайшем будущем. Сейчас же с ней столкнулись лишь крупные города, где кроме местных жителей сажается и огромное количество мигрантов».
Борщев сообщил «НГ», что ведомство Геннадия Корниенко все-таки заинтересовалось его инициативой об отсрочке исполнения приговора тем гражданам, которым не нашлось положенного по нормативам свободного места за решеткой. Их следует ставить на очередь в камеру, а пока она занята, помещать человека под домашний арест. Естественно, подчеркнул Борщев, «никто не говорит о том, чтобы оставлять на свободе убийц и насильников».
В КПРФ, по информации «НГ», сейчас тоже готовится инициатива по разгрузке тюремных камер – предлагается поощрять заключенных за хорошее поведение отпусками. Такая практика уже существует в ряде западных стран.