Пока Компартия требует отставки кабинета министров, ее электорат не против вхождения коммунистов в исполнительную власть. Фото с сайта www.kprf.ru
Более половины респондентов позитивно относится к вхождению представителей оппозиционных партий в правительство, свидетельствует опрос Центра экономических и политических реформ (ЦЭПР). За последний год число сторонников этой идеи выросло. Эксперты связывают такое желание сделать исполнительную власть местом для дискуссий с ростом недовольства ее работой.
Опрос ЦЭПР, проведенный в январе–марте этого года в 25 регионах России, показал, что в целом идею о работе оппозиции в правительстве поддерживает большинство в 61%. В той или иной мере против нее высказываются 18%, а 21% затрудняется с ответом или отказывается его давать. При этом есть тенденция роста привлекательности такого подхода – прежде всего за счет сокращения на 12% числа тех, кто против.
По мнению директора ЦЭПР Николая Миронова, «это может быть объяснено неудовлетворенностью деятельностью сегодняшнего правительства, недостаточностью мер по преодолению кризиса, которые оно предпринимает, неэффективностью его работы в глазах населения – респонденты действительно часто говорили, что требуется альтернативный взгляд на решение проблем».
К многопартийному правительству благосклонно относятся совсем молодые люди – до 24 лет и граждане пенсионного возраста (60 лет и старше). Часть молодежи и люди среднего возраста смотрят на него более настороженно. Эксперт объяснил это тем, что «люди от 25 до 44 лет более скептически относятся к существующим партиям и не верят в возможность того, что именно они что-то изменят».
Среди сторонников этих политпартий мультиформатный кабинет министров менее всего вызывает доверие у тех, кто проголосовал бы на ближайших выборах за «Справедливую Россию». А более всего – среди сторонников КПРФ. Кстати, среди них и наименьший процент противников такого переустройства правительства. Как считает Миронов, это связано с тем, что данная категория граждан в основном выступает против нынешнего экономического курса, а его обновление связывает как раз с приходом туда коммунистов.
Наиболее популярной идея сконцентрировать многопартийность в исполнительной власти оказалась в Московской (76%), Курганской (73,1%), Челябинской и Вологодской областях (70%), Приморском (72%) и Хабаровском (70%) краях. А противников больше среднероссийского значения, скажем, в Ярославской (28%), Оренбургской (24%), Брянской (21%) областях. По словам эксперта, это связано с тем, что по каким-то регионам кризис ударил больше, и поэтому там сильнее поддерживают «вхождение оппозиционеров в правительство».
Это подтверждается и раскладом в графе «материальное положение опрошенных»: те, кто оценивает его высоко, меньше думают о смешанном кабмине, а среди тех, кто оценивает свое положение низко, – больше.
Из углубленных личных интервью, проведенных социологами, следует, что люди опасаются: как бы разношерстность правительства не привела к разладу. Из позитивных популярно мнение о том, что оппозиция обеспечила бы альтернативную точку зрения на проблемы и ее участие в правительстве принесло бы пользу. Еще одно преимущество – это «контроль со стороны оппозиции». Кстати, часть опрошенных прямо или косвенно указала на необходимость переустройства политической системы в сторону парламентской республики, но число сторонников этой точки зрения не называется.
Тут, впрочем, не стоит забывать о том, что у коалиционной медали есть вторая сторона, а еще есть вопрос, насколько эффективным будет взаимодействие разных партий. Например, если перенестись в нынешние российские реалии, где большинство неизменно у «Единой России», а министерские портфели могут быть предложены паре-другой оппозиционеров, то вряд ли от этого что-то сильно изменится. Однако, подчеркнул Миронов, «в любом случае получение мест в кабинете очень усиливает оппозиционные партии, хотя, конечно, и власти выгода есть – можно поделиться ответственностью».
Как сообщил «НГ» эксперт, предложение о формировании коалиционного правительства будет вноситься в Госдуму после выборов. «Рейтинги ЕР снижаются, антикризисного плана ни у нее, ни у правительства нет. Нужна свежая кровь, нужно обновить власть, допустив в правительство оппозиционные партии, которые представляют значительную часть общества и предлагают новые идеи, нужна реформа правительства. Нам вообще нужно парламентское правительство, но, конечно, при условии честных выборов», – подчеркнул он.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев заявил «НГ»: «Тема коалиционного правительства популярна до тех пор, пока речь не заходит о персоналиях. Как только называются конкретные имена, так идея тут же буксует. Если провести опрос по кандидатам от оппозиционных партий, то найдется мало персоналий, которые были бы консенсусными и референтными или по крайней мере популярными среди большинства избирателей». Однако, по словам эксперта, среди граждан действительно популярна идея, чтобы за правительство отвечали представители всех партий и чтобы правительство отвечало перед Госдумой.