Фото Павла Сарычева\НГ-Online
Рано или поздно практически каждому может потребоваться юридическая помощь или консультация. Можно, конечно, попытаться разобраться в хитросплетениях законодательства и правоприменительной практики и самостоятельно, без обращения к юристам. Ведь «не боги горшки обжигают». Опять же в книжных магазинах большой выбор брошюрок из серии «Сам себе адвокат». Но такое, с позволения сказать, «самолечение» зачастую ни к чему хорошему не приводит. Упущено время, утрачены доказательства, нарушенное право не восстанавливается.
Тогда есть выбор между обращением к юристу, не имеющему статуса адвоката, либо же к самому адвокату. Кто-то ищет через знакомых защитника с необходимой специализацией и опытом. Затем идут встречи с несколькими рекомендованными адвокатами, чтобы остановить выбор на самом, по мнению гражданина, подходящем. Другие предпочитают заходить в первый попавшийся офис адвокатской коллегии или бюро в расчете на везение: вдруг именно в это время в кабинете их ждет тот самый лучший адвокат, который специализируется именно на таких делах. Везение, конечно, имеет право на существование, но не в случае необходимости защиты нарушенных или оспоренных прав.
А сейчас хотелось бы поделиться с читателями некими рассуждениями по поводу того, что происходит, когда в поисках адвоката граждане используют Интернет. Так вот, искать адвоката в подворотне – то же самое, что искать его в Интернете. За убедительной вывеской сайта могут скрываться недобросовестные специалисты или даже мошенники. На что стоит обратить внимание?
Размещаемая в Сети информация об адвокатской деятельности, адвокатах и адвокатском образовании должна соответствовать целому ряду требований, предусмотренных действующим законодательством. К сожалению, эти требования нарушаются адвокатами и иными лицами, за адвокатов себя выдающими. Мало кто из граждан знает о том, что использование в наименовании организаций и общественных объединений терминов «адвокатская деятельность», «адвокатура», «адвокат», «адвокатская палата», «адвокатское образование», «юридическая консультация» или словосочетания, состоящего из таких терминов, допускается только адвокатами и организациями, созданными в порядке, установленном федеральным законом об адвокатской деятельности и адвокатуре. Между тем в Интернете изо дня в день размещается огромное количество текстов от имени организаций, предлагающих помощь адвоката, но к адвокатуре никакого отношения не имеющих. То некая «адвокатская палата Российской Федерации» публикует «официальный рейтинг» «лучших адвокатов России», то какой-то «адвокатский альянс» заявляет, что их коллегия существует с 1866 года, что он гарантирует результат, что в случае неполучения требуемого решения суда полученный гонорар возвращается в двойном размере, что в их коллегии более восьми тысяч адвокатов. И т.д. и т.п.
Есть еще случаи, когда действующий адвокат на своем сайте и результат гарантирует, и на сотрудничество с силовыми структурами намекает. В расчете на несведущих граждан могут размещать на своих сайтах фантастические цифры якобы оправдательных приговоров, вынесенных благодаря «себе любимым». Между тем, сдавая вступительные экзамены на статус адвоката, претенденты должны, в частности, продемонстрировать знание закона об адвокатской деятельности и Кодекса профессиональной этики адвоката. В том числе и запрета для адвоката давать лицу, обратившемуся за оказанием юридической помощи, обещание положительного результата выполнения поручения. Помните, что недопустима информация об адвокате и адвокатском образовании (в том числе и в Интернете), если она содержит оценочную характеристику адвоката; отзывы других лиц о работе адвоката; сравнение с другими адвокатами и критику других адвокатов; заявление, намеки, двусмысленность, которые могут ввести в заблуждение потенциального доверителя или вызвать у него безосновательную надежду.
В январе 2016 года Федеральная палата адвокатов (ФПА) РФ была вынуждена обратиться к руководителю Федеральной налоговой службы Михаилу Мишустину для проверки и принятия решения в соответствии с законом в отношении сведений о том, что на территории страны в 56 субъектах зарегистрировано 265 коммерческих и некоммерческих юридических лиц, в названии которых содержатся запрещенные законом термины «адвокатская деятельность», «адвокатура», «адвокат», «адвокатская палата», «адвокатское образование», «юридическая консультация» или словосочетания, включающие в себя термины. В апреле 2015 года в ФПА была создана рабочая группа для подготовки документа, регулирующего поведение адвоката в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Подготовленный этой группой проект соответствующих правил разослан в адвокатские палаты всех субъектов РФ для обсуждения и последующей подготовки окончательного текста, обязательного к исполнению всеми адвокатами страны.
Пока порядок с терминами и поведением адвокатов в Интернете не наведен, хотелось бы обратиться к гражданам с достаточно простыми рекомендациями. Во-первых, обращайтесь в кадровые подразделения адвокатских палат субъектов РФ, чтобы проверить, включена ли коллегия адвокатов или бюро, сайт которых вам так понравился, в официальный реестр адвокатских образований; включен ли в официальный реестр адвокатов человек, адвокатом себя назвавший. Во-вторых, если адвокат и адвокатское образование в реестр включены, но требования закона и кодекса профессиональной этики на сайте игнорируется, не вступайте с ними ни в какие отношения. Поскольку привлечение таких адвокатов к дисциплинарной ответственности – вопрос времени.