Дебаты в ходе предварительного голосования у «Единой России» получаются не всегда. Фото с сайта www.er.ru
Претенденты на праймериз «Единой России», которых до них не допустили, ищут правду в вышестоящей инстанции. Но и участвующий в них оппозиционер Борис Надеждин пожаловался «НГ», что его главный конкурент – экс-фигуристка Ирина Роднина – якобы уклоняется от дебатов с ним. Эксперты отмечают, что такие старые методы подрывают доверие к процедуре, которую партия власти обещала провести по новым конкурентным правилам.
Один из «запрещенных» – бывший вице-губернатор Приморья Александр Шемелев. Он уже подал апелляцию в Федеральный оргкомитет партии и региональную контрольно-ревизионную комиссию.
Ему не разрешили бороться за одномандатный округ в Госдуму и за место в региональном Заксобрании.
В местном отделении ЕР отказ ему объясняют разными причинами. Дескать, этот единоросс почему-то записался в территориальный избирком города Спасск-Дальний от «Справедливой России». А в одном из судов представлял интересы партии «Дело» против кандидата от ЕР. Шемелев уверен, что отказом ему ЕР расчистила одномандатный округ в Заксобрание для нынешнего вице-губернатора Приморья Александра Ролика, которого прочат на место спикера парламента. «Знаю, как работает местная политическая машина, у меня есть сторонники, так что шансы победить на праймериз у меня были, – заявил «НГ» Шемелев. – Но есть определенное мнение о том, что людям, которые не согласованы с администрацией региона, политикой в крае лучше не заниматься».
Такие интриги, конечно, противоречат заявлениям об открытости и честности праймериз, которые делает федеральное руководство партии. Напомним, впрочем, что в основном отказы идут представителям других партий. Корреспондент «НГ» вчера поинтересовался статистикой отказов у секретаря генсовета ЕР Сергея Неверова, однако тот сообщать ее не стал, сославшись на занятость «Прямой линией» с Владимиром Путиным.
Впрочем, отдельные посторонние персонажи на предварительное голосование проникают. Самым заметным исключением стала регистрация на праймериз ЕР оппозиционера Бориса Надеждина. У многих его бывших соратников возник вопрос, зачем же он связался с партией власти. В беседе с «НГ» он пояснил, что «невозможно выиграть округ, если значительная часть избирателей ЕР за тебя не проголосует». «Если взять всех избирателей за 100%, то до 37% из них точно проголосуют за единороссов, 10% – за коммунистов, 3% – за ЛДПР и 2% – за «Справедливую Россию». ПАРНАС, «Яблоко» и Партия роста Титова – менее 1%. Если все сложить, получается половина, а другая половина на выборы не пойдет. И это реальность», – произвел несложный подсчет Надеждин.
Он, судя по всему, намерен использовать ресурсы ЕР для собственной раскрутки – это и трансляции, и статьи в газетах, и дебаты. Кстати, с ними связана любопытная деталь праймериз по подмосковному Дмитровскому одномандатному округу. Одной из претендентов там является депутат Госдумы спортсменка Ирина Роднина – и на дебаты с ней Надеждин попасть якобы никак не может.
«По правилам дебатов в них должно участвовать не менее двух и не более шести человек. Если я подаю заявку, то на них больше никто не записывается и их аннулируют, – уверяет Надеждин. – А если Роднина, то сразу шесть человек – и понятно, что для меня места уже не хватает».
Можно предположить, что степень конкурентности праймериз ЕР в основном зависит от местных властей и партийных руководителей. Скажем, есть регионы, где победители, похоже, негласно определены на начальном этапе, а есть и такие, где наблюдается некая конкуренция. И, похоже, это во многом следствие борьбы элит. «Например, в Волгоградской области между собой будут бороться депутат Госдумы Олег Савченко и Татьяна Цыбизова – депутат Волгоградской облдумы не одного созыва. Савченко – единоросс, которого не любит губернатор, вот в противовес ему и выставили Цыбизову, – рассказал «НГ» глава Политической экспертной группы Константин Калачев. – В Ярославской области тоже все жестко, конкурентно, вплоть до лозунгов типа хватит кормить Москву и т.д.».
Напомним, что голосование пройдет по всей стране 22 мая. И ЕР придется потратить немалые ресурсы для привлечения избирателей на свои праймериз. Как пояснил «НГ» замсекретаря генсовета ЕР Андрей Исаев, будет задействовано 20% из всех избирательных участков. Он затруднился назвать цифры, в которые обойдется эта предварительная кампания. Однако по ранее проведенным подсчетам, речь может идти о сумме до полумиллиарда рублей. Эти деньги потребуются для аренды школ и оплаты работы сотрудников избиркомов.
При этом остается открытым вопрос, насколько большое число участников будет готово прийти в том случае, если счетная комиссия окажется не там, где они привыкли голосовать, а, скажем, в более отдаленном месте. По словам эксперта, именно на увеличение явки на праймериз единороссы и намерены сделать акцент. Ведь если им удастся показать, что 22 мая пришло достаточно большое количество избирателей, то меньше вопросов будет и к итогам думских выборов 18 сентября, заключил Калачев.
«Изначально было понятно, что полностью конкурентными праймериз не будут, поскольку принцип нынешней политической системы – не конкуренция, а беспрекословное исполнение указов Кремля, – уверен руководитель Центра экономических и политических реформ Николай Миронов. – Некоторые условия для конкуренции пытались создать, одергивали губернаторов, которые полностью стремились ее изжить. Но власти надо все-таки получить не просто большинство в парламенте, а управляемое большинство, и оно должно быть компактным и бесконфликтным. Конкретный единоросс в этой схеме ничего не значит».