Два законопроекта по антитеррористической модернизации предложили депутат Госдумы Ирина Яровая и сенатор Виктор Озеров. Они выступили не просто с очередными поправками об ужесточении статей Уголовного кодекса (УК), в этот раз отдельно прописаны дополнительные меры по отзыву гражданства у осужденных за терроризм и экстремизм и недопущению их за рубеж. Однако оппозиция тут же увидела в этой инициативе попытку власти развернуть против нее новую волну политических преследований.
Смысл первого закона – это «утяжеление» ответственности за террористическую деятельность. По всем статьям УК повышаются сроки и увеличиваются штрафы. Предлагается ввести также статью для международных террористов. Определение дается следующее: «Совершение вне пределов РФ взрыва, поджога или иных действий, подвергающих опасности жизнь, здоровье, свободу или неприкосновенность граждан РФ». Наказания за такие деяния предлагаются максимальные – от 15–20 лет и до пожизненного, никакого условно-досрочного освобождения или срока давности не будет.
Авторы поправок предлагают и ряд специфических точечных решений. Например, в вопросе «решения о приобретении гражданства РФ». Оно подлежит отмене в случае предоставления подложных документов или же «в связи с осуждением лица к наказанию по приговору суда, вступившему в законную силу, за совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205–206, 208, 211, 277–282, 360 и 361 УК», то есть всех террористических и экстремистских. Правда, есть важная оговорка – за исключением случаев, «если такое лицо не имеет иного гражданства или гарантий на его приобретение».
На этот перечень сразу обратил внимание депутат Госдумы Дмитрий Гудков, раскритиковавший эти поправки: «Среди статей затесалась 282 УК РФ – это репосты картинок в Сети и не те книжки, найденные в шкафу при обыске». По его словам, на практике это будет выглядеть следующим образом: «Переводим на русский: вы подарили маме компьютер, а она с него запостила оппозиционную картинку. Или вы сдали квартиру, а в ней «экстремист» спел что-нибудь запрещенное. Вариантов много». Таким образом, ответственность якобы вводится за «содействие экстремистской деятельности», и законопроекты на самом деле не про терроризм, а «про уничтожение несогласных с властью». Другими словами, Гудков намекает на то, что по экстремистским статьям часто привлекаются радикально настроенные пользователи соцсетей.
Впрочем, вряд ли утверждение Гудкова достоверно на все 100%. Скажем, норма о гражданстве РФ, судя по тексту, касается исключительно приобретших его представителей других государств. Недаром есть указание на обязательное наличие второго. Стало быть, речь идет скорее о новых гражданах РФ и мигрантах. Хотя, конечно, среди оппозиционеров есть немало людей с двойным гражданством.
Но основное внимание, разумеется, обращает на себя другой пункт, а именно – запрет на выезд за рубеж. Предлагается дополнить действующий закон таким подпунктом: заграница не светит тому, кто «является лицом, которому в установленном порядке объявлено официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1–205.5, частями третьей и четвертой статьи 206, частью четвертой статьи 211, статьями 353, 356, 357, 358, 361 УК РФ, в течение пяти лет со дня объявления ему официального предостережения, а равно имеющим неснятую или непогашенную судимость за совершение сопряженного с осуществлением террористической деятельности хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 277, 278, 279 и 360 УК РФ, и (или) преступления экстремистской направленности».
Нужно сказать, что вряд ли и этот пункт может быть использован против оппозиции, как об этом пишет Гудков. Указанные нормы – достаточно весомый аргумент для закрытия возможности эмигрировать. По УК это теракт, содействие террористической деятельности, призывы или оправдание терроризма, обучение ему, организация соответствующих сообществ и участия в них, захват заложника, угон транспорта, посягательство на жизнь госдеятеля, захват власти и мятеж.
Возможно, что на самом деле речь тут идет об имидже страны. СМИ уже долгое время составляют «рейтинги» по государствам, имеющим «представительства» в среде радикалов на Ближнем Востоке – и Россия неизменно включается в первые строчки.
Хотя, конечно, предлагаемые ужесточения можно рассмотреть и через призму конфликта власти и оппозиции – ведь лишить возможности выехать за границу действительно могут за «преступления экстремистской направленности». То есть в том числе и за те самые «картинки». Но сразу возникает целый ряд вопросов.
Напомним, что выключить человека из политической деятельности можно и без применения «политических» статей УК, что было наглядно продемонстрировано на Алексее Навальном, который обвинялся в финансовых преступлениях, но теперь не может участвовать в выборах. К тому же экстремистские статьи не дают возможности провести моментальный удар по оппозиции: сначала нужно привлечь человека к суду, он должен «отсидеть» и иметь неснятую или непогашенную судимость – и только тогда ему можно запретить выезд за пределы страны. Другими словами, оппозиция массово и быстро лишится возможных зарубежных поездок, только если серьезно радикализируется и наконец «дотянет» до предостережений ФСБ за, скажем, содействие террористической деятельности.