Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков не нашел новостей в том расследовании, о котором предупреждал. Фото РИА Новости |
Власти и большинство населения, похоже, остались равнодушными к расследованию об офшорах друзей Владимира Путина. Вчера продолжилась критика этих разоблачений, в которых, как известно, не было найдено четкой связи с президентом РФ. Судя по тому, что ранее сам Кремль их и анонсировал, а теперь уже саркастически комментирует, можно предположить, что там знали о сути материалов, а собственные действия продумали заранее.
Когда пресс-секретарь президента Дмитрий Песков на прошлой неделе сообщал о готовящемся информационном нападении, он подчеркивал, что речь идет «не о чисто журналистской деятельности», инициатором медиаатаки является Международный консорциум журналистских расследований (International Consortium of Investigative Journalists – ICIJ).
В тот же день провластные СМИ напомнили, что эта организация спонсируется Фондом Сороса и связана с руководством США.
На днях журналист Олег Лурье в своем блоге развил этот тезис. По его словам, о самом президенте в материалах нет ничего – зато примечательно, что ICIJ открыто признает связь с Фондом Сороса. Эта фраза «открыто признает», между прочим, была использована в нескольких схожих статьях. Лурье также указал, что Джордж Сорос вместе с болгарским политологом Иваном Крастевым не так давно встречался в Белом доме с президентом США Бараком Обамой.
На этой встрече, дескать, и была запущена программа Сороса по медиаатаке на Путина. Причем следующим шагом стала встреча Крастева с Алексеем Навальным, который якобы получил задание активно пиарить информбомбу.
Впрочем, фактура под все эти тезисы так и не была подведена – ведь предмет разговоров Обамы с Соросом и Навального с Крастевым так и остается неизвестным. Однако идея о западных вдохновителях «беспочвенных» расследований в отношении руководства России весьма популярна у широких масс нашей страны.
«То, что Кремль анонсировал появление компромата на Путина, – вряд ли самострел, – считает политолог Николай Петров. – Это скорее подготовка почвы: зная, что информация все равно появится, власть с помощью пропаганды постаралась свести эффект от ее появления на нет». По его мнению, у руководителей страны, знавших о появлении компромата, было три выхода. Совсем не реагировать – и это было бы странно. Отреагировать после – и это было бы слабо. Отреагировать заранее, предварив появление расследования и анонсировав его, – и это «самый сильный ход».
Так, например, сделал ранее глава Чечни Рамзан Кадыров, который первый опубликовал доклад зампреда ПАРНАСа Ильи Яшина о ситуации в республике. Соответственно и Кремль попытался вызвать у населения недоверие к подобным публикациям в будущем.
Напомним, что в мае 2015-го пресс-секретарь президента также предупреждал о готовящейся против Путина информационной атаке. Тогда на Радио «Свобода» вышло интервью с бизнесменом Максимом Фрейдзоном, где он рассказывал о работе Путина в питерской мэрии 90-х годов. По словам Пескова, уважаемые западные СМИ отправили тогда в Кремль практически одинаковые вопросы. Но кто сегодня вспомнит, о чем эти СМИ написали на следующий день? А вот о постоянных атаках с Запада на Путина знают отныне все.
Таким образом, можно предположить следующее: в Кремле знали о готовящейся информатаке. Видимо, знали там и о том, что напрямую Путина она не коснется – только опосредованно. Вместо того чтобы купировать процесс, там решили его возглавить и развалить изнутри. Расследование получило подпитку лично от пресс-секретаря, который предупредил, что это будет личное нападение. Когда же оно опубликуется, то найти в нем самого Путина можно с трудом.
В дальнейшем – надо полагать, что расследования будут продолжены, – Кремль сможет указывать на то, что поскольку в прошлый раз на Путина ничего не было найдено, не стоит верить и свежим разоблачениям.
Впрочем, по словам Петрова, эта «хорошая мина при плохой игре» свидетельствует о неуверенности власти, потому что те, кто уверен, идут в суд. Да и контекст ситуации, отметил эксперт, только пока на руку Кремлю. Он напомнил, что, например, на информацию о коррупции вокруг Юрия Лужкова москвичи спокойно реагировали до тех пор, пока он был у власти. Когда же его отправили в отставку, то поднялась возмущенная волна.