Худрук петербургского Дома музыки Сергей Ролдугин (слева) 21 ноября 2009 года предъявил Владимиру Путину и Дмитрию Медведеву результаты реставрации бывшего дворца. Фото Reuters
В Кремле ожидают новых компрометирующих публикаций по окружению президента Владимира Путина. Власти не верят в достоверность журналистского расследования, упомянутые в нем персонажи остаются друзьями президента, заявил вчера пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков. Эксперты же говорят о начале такой информационной атаки, которая будет иметь последствия для России лишь в долгосрочной перспективе.
В Кремле вчера заявили, что «не обнаружили новой информации» в материале об «офшорной империи на два миллиарда долларов», якобы имеющей отношение к ближайшему окружению Путина, и не намерены подавать в суд на Международный консорциум журналистских расследований. «Пока не видим в этом смысла, потому что это разные спекуляции вокруг президента, которые мы видим сплошь и рядом», – сказал Песков.
Основная часть расследования посвящена музыканту Сергею Ролдугину – другу Путина. Связанные с ним офшорные компании якобы оперируют миллиардами долларов, причем деньги, как утверждается, могли исходить из структур, близких к бизнесменам Аркадию и Игорю Ротенбергам, Сулейману Керимову и Алексею Мордашову, а также от кипрской «дочки» банка ВТБ (RCB Bank). Управлением занимались руководители другого банка – «Россия» (находится под санкциями Запада), чей председатель совета директоров Юрий Ковальчук также называется другом Путина. Офшоры, по данным журналистов, получали деньги от сделок с акциями «Роснефти» и «Газпрома».
Фигурантами расследования о владельцах офшорных компаний также стали губернаторы Андрей Турчак и Борис Дубровский, депутаты-единороссы Виктор Звангельский, Максим Слипенчук и Александр Бабаков, сенатор от Чечни Сулейман Геремеев, племянник секретаря Совбеза РФ Николая Патрушева – Алексей, сын замминистра МВД Игоря Зубова – Денис, замминистра МВД Александр Махонов, сын министра экономразвития Алексея Улюкаева – Дмитрий и другие высокопоставленные чиновники и их родственники.
Песков уже дал понять, что информацию, необходимую для расследования, СМИ могли получить только от западных спецслужб. «Потому что Путин, Россия, наша страна, наша стабильность, наши грядущие выборы – это основная цель: именно раскачать ситуацию», – заключил он, уверив, что «такой способ будет малоэффективным». На саму атаку в Кремле пока отвечать также не собираются, добавил пресс-секретарь. Подчеркнув, что «Ролдугин и другие люди из разных сфер занятости продолжают оставаться друзьями Путина».
Фигурантом расследования косвенно является и супруга Пескова – Татьяна Навка. Из документов следовало, что она являлась владельцем офшоров с 2014 по 2015 год. Эти сведения пресс-секретарь категорически опроверг: «У моей жены никогда не было офшорных компаний. Исходя из этого, я в личном плане склонен подвергать сомнению достоверность и других утверждений».
Президент - Председатель правления банка ВТБ Андрей Костин, в свою очередь, заявил, что «никто не доказал, что господин Путин имел к этому отношение, потому что его имени там нет: у знакомых Путина есть офшорный бизнес, но что в этом плохого?»
Возникает вопрос: какие последствия для России будут иметь итоги международного расследования? Ряд других стран уже объявил о готовности силовых органов расследовать факты уклонения от уплаты налогов, которые в Москве назвали инсинуацией. Главный редактор журнала «Новая восточная Европа» Адам Рейхард сказал «НГ», что для имиджа Путина за границей последствий не будет, поскольку он и так достаточно плохой.
Интереснее, по его словам, как Путин будет выходить из этой ситуации внутри страны: «Он призвал богатых россиян к деофшоризации и уплате налогов в бюджет. И сейчас все выглядит очень лицемерно, полагаю, многие россияне могут переосмыслить мотивы своего президента, что повредит его имиджу».
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев уверен, что решающего влияния на экономическую и политическую ситуацию публикация не окажет: «Ни сторонникам, ни противникам Путина дополнительные аргументы в пользу своих идей не нужны». Сторонники, дескать, только обрадуются, обнаружив, что Путин не самый богатый человек в России. Сограждане останутся равнодушны, ведь «наша политическая культура далека от Европы и Америки». Однако авторы действуют по принципу «капля камень точит», и в случае дальнейшего ухудшения уровня жизни население может дойти до того, что поверит во все, что угодно.
Целевая аудитория расследования – это мировое сообщество, а не россияне, уверен первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. На население оно вряд ли повлияет: «Так уж люди устроены, что любая атака воспринимается как дискредитация, до сих пор сильна психология сверхдержавы».
По словам эксперта, отношение к таким расследованиям изменится, если население впадет в отчаяние из-за кризиса. А такие информационные сливы, конечно, подтачивают нынешний режим, как в свое время советский. Однако длиться это может несколько лет: «Советский режим в итоге обрушило другое – полное неверие в работоспособность институтов. К тому моменту, когда нефтяные цены упали, никто уже ни во что не верил».
Глава Центра политических технологий Игорь Бунин подчеркивает, что пока люди продолжают верить, об этом свидетельствует рейтинг Путина в 82% и «атмосфера осажденной крепости», в которой живет страна. Однако подобная компрометирующая информация будет копиться, и в какой-то момент, если ситуация в экономике не улучшится, произойдет взрыв. Но для этого нужны три фактора: безысходность, кризис доверия и наличие у оппозиции реальной альтернативы Путину.