Председатель КС РФ Валерий Зорькин всегда выступал за суверенитет России. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
Вчера Конституционный суд (КС) рассмотрел первый запрос о неисполнении решений Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), противоречащих Основному закону РФ. Речь шла о праве заключенных голосовать на выборах, в котором наша Конституция им отказывает. Минюст не скрывает, что это создаст прецедент для рассмотрения в КС постановления ЕСПЧ о выплате Россией компенсаций бывшим акционерам ЮКОСа.
Процесс «КС против ЕСПЧ» суд предварил вынесением технического по форме, но политического по сути определения в адрес Госдумы. Накануне прояснилось, что нижняя палата и Центризбирком не исполнили решения КС, а также приговора Верховного суда о судьбе спорного депутатского мандата. Юрий Эм в течение одного созыва ГД получал его дважды – с перерывом на работу в органах исполнительной власти Ставрополья.
Его коллега по тому же списку «Единой России» – Николай Гончаров – с этим не смирился, дойдя в итоге до КС и получив его согласие с тем, что оставлять думское кресло про запас нельзя. Однако никаких последствий для Эма до сих пор не последовало. Теперь предупреждение о конституционно-правовых последствиях для ГД в случае ее дальнейшего ничегонеделанья прозвучало публично.
«Не Конституционный суд следит за исполнением его решений, а другие компетентные органы. Но у Госдумы может возникнуть конституционно-правовая ответственность», – сказал судья КС Николай Бондарь. Он подчеркнул, впрочем, что вряд ли ГД это допустит, потому что за несколько месяцев до выборов избиратели на это отреагируют соответствующим образом. Понятно, что это был намек в сторону большинства из партии власти. Зампред комитета ГД по конституционному законодательству Дмитрий Вяткин вчера тем не менее заявил, что сломя голову депутаты за изгнание коллеги голосовать не станут – мол, спокойно все обсудим и все вместе решим.
Любопытно, что в своем определении КС настаивал на безусловном ему подчинении со стороны ГД. В тексте было даже указание, что отсутствие в законах процедуры насильственной передачи мандата не имеет никакого значения для неукоснительного исполнения решения не только самого КС, но и Верховного суда. Однако эта логика как раз и оспаривалась в другом вчерашнем иске, в котором Минюст просил КС разрешить ему не обращать внимание на мнение ЕСПЧ по поводу плохого соблюдения избирательных прав российских заключенных.
Напомним, что дело «Анчугов и Гладков против России» последняя в Страсбургском суде проиграла. Нашей стране сообщили, что конституционная норма о запрете зэкам голосовать на любых выборах применяется не дифференцированно. А тут как раз и подоспел закон о праве КС определять, какие из приговоров ЕСПЧ допустимы к исполнению, а какие нет. Минюст посчитал, что избирательные права заключенных – это вполне годный оселок для проверки новой процедуры.
Обсуждение сразу же развернулось на высокой ноте. Представитель правительства в Конституционном суде Михаил Барщевский высказал уверенность в том, что Россия не обязана исполнять это решение ЕСПЧ. Он сослался на логику – европейская конвенция ратифицирована обычным законом, а он никак не может быть выше Конституции. «Решение ЕСПЧ может быть исполнено только при помощи изменения Конституции, а это является прямым ограничением суверенитета России», – сказал замглавы Минюста Георгий Матюшкин.
Дмитрий Вяткин от Госдумы и Алексей Александров от Совета Федерации к общему хору присоединились. Вяткин, например, заявил: «Мы должны защищать суверенитет страны от любых посягательств со стороны международных организаций». Резко высказался полпред президента в КС Михаил Кротов. «ЕСПЧ превысил свою компетенцию. Он нарушил принцип субсидиарности. Исключительным правом толковать Конституцию России имеет только Конституционный суд России, но никак не ЕСПЧ», – заявил он.
Именно Кротов напомнил всем, что истцы против РФ были осуждены за тяжкие и особо тяжкие преступления к смертной казни, которая им была заменена на длительные сроки. А значит, даже если и был бы различный подход к избирательным правам заключенных, то они все равно бы им не воспользовались. Напомним, что единственным госорганом, выступившим за исполнение решения ЕСПЧ, оказался президентский Совет по правам человека. Его представитель Илья Шаблинский предложил подумать над дифференциацией условий допуска зэков к голосованию.
Впрочем, будущее решение КС, которое скорее всего за рамки вчерашних высказываний не выйдет, необходимо для другого перспективного процесса – о неисполнении постановления ЕСПЧ по выплатам 1,9 млрд евро акционерам нефтяной компании ЮКОС. Замминистра юстиции Матюшкин вчера заявил: «Мы не исключаем такой возможности. Над этим идет работа ведомств, мы думаем». Он пока не стал уточнять, когда такой иск может быть в КС подан.