Павел Астахов (слева) и Михаил Барщевский правами граждан так или иначе уже занимаются. Фото Юрия Самолыго/PhotoXPress.ru
На пост уполномоченного по правам человека в России будут претендовать как минимум семь человек. Четверых выдвинут парламентские партии, одного – президентский Совет по правам человека (СПЧ). Кто представит кандидатуры детского омбудсмена Павла Астахова и представителя правительства в высших судах Михаила Барщевского, пока неясно, однако эксперты заранее считают их выдвиженцами от администрации президента.
По информации «НГ», в администрации президента именно Астахова или Барщевского рассматривают как реальную альтернативу кандидату от СПЧ – уже занимавшему пост уполномоченного Владимиру Лукину. Впрочем, вчера пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков заявил, что решение по омбудсмену президентом Владимиром Путиным пока не принято.
В Госдуме процедура выдвижения претендентов начинается с пятницы, о чем говорится в письме спикера ГД Сергея Нарышкина парламентским фракциям. Как пояснил «НГ» депутат Дмитрий Горовцов, от «Справедливой России» официальная кандидатура еще не утверждена. В круге потенциальных выдвиженцев – депутаты ГД Татьяна Москалькова и Михаил Емельянов, а также сенатор Елена Мизулина.
В ЛДПР, как рассказал «НГ» глава комитета по делам общественных объединений Ярослав Нилов, тоже обсуждается несколько кандидатур – члена СФ Сергея Калашникова и дипломата Антона Морозова. По словам Нилова, «он сейчас получит мандат ушедшего в ЦИК Сироткина, а раньше работал в ООН, так что защита прав человека в международном формате – это его тема». Третий фигурант от ЛДПР – депутат Госдумы Иван Сухарев.
У коммунистов из четверых соискателей остался один – депутат Госдумы Олег Смолин. По словам главы юрслужбы КПРФ Вадима Соловьева, «он вице-президент Всероссийского общества слепых, занимается проблемами инвалидов и правозащитной деятельностью».
В «Единой России» никаких имен назвать пока не смогли. Председатель комитета ГД по конституционному законодательству Владимир Плигин напомнил, что «ближе к концу недели комитет должен получить материалы». Возможным кандидатом среди единороссов называют вице-спикера СФ Галину Карелову. По информации «НГ», единороссы за победу своего человека бороться не собираются, они просто покажут флаг.
Эксперты же единогласно считают наиболее удачной кандидатурой именно Лукина, хотя и не для власти, а для правозащитников и гражданского общества. Фигура Барщевского называется компромиссной, а Астахова – едва ли приемлемой. Напомним, кстати, что детский омбудсмен находится под западными санкциями и в глазах правозащитного сообщества выглядит излишне политизированным.
Член СПЧ Илья Шаблинский напомнил «НГ», что совет всегда поддерживал Лукина. «Он себя зарекомендовал на этом посту, который требует дипломатичности и в то же время твердых принципов». Барщевский, по его мнению, зависим от власти, а Астахов в нее встроен. То, что Лукину исполнилось 78 лет, Шаблинский считает несущественным.
Глава движения «За права человека» Лев Пономарев сказал, что, с точки зрения правозащитников, наименее удачной является кандидатура Москальковой. «Она была одним из авторов закона, расширяющего полномочия полиции. Если страна твердо намерена отказаться от западных ценностей и уничтожить правозащитное движение, то Москалькову надо выбирать, она сделает это быстро», – заявил Пономарев. Астахов, уверен он, «будет идти по тому же пути, что и Москалькова, но медленнее». Ему правозащитник припомнил движение «За Путина!» и неважную работу на нынешнем посту. «Я ничего не могу сказать о нем как о правозащитнике» – так Пономарев высказался о Барщевском. Идеалом он тоже считает Лукина.
Узостью кадровой скамейки Кремля объяснил первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин такой ограниченный круг кандидатов. «Власть предпочитает проверенных людей, поэтому и переставляет их с должности на должность», – сказал он «НГ» и тоже высказался за Лукина.
Замдиректора Левада-Центра Алексей Гражданкин сообщил «НГ», что в 2014 году был опрос на тему «Нужен ли уполномоченный». 75% ответили «да», 12% – «нет». На вопрос: «Чем омбудсмен должен прежде всего заниматься?» – респонденты ответили: экспертизой законов – 36%, защитой прав конкретных граждан, которые нарушаются госорганами, – 53%. В 2015-м был опрос о доверии омбудсмену, расклад был 63% против 21. По словам Гражданкина, «это намного выше, чем к большинству госорганов, за исключением президента, а также больше, чем к другим общественным организациям». При этом, отметил эксперт, степень влиятельности омбудсмена оценивается невысоко – в случае нарушения прав к нему готовы были обратиться только 17%.
Как заявили вчера в пресс-службе уполномоченного по правам человека, тем не менее за прошлый год было около 60 тыс. таких обращений.