Замсекретаря генсовета «Единой России» Ольга Баталина оперативно внесла в Госдуму законопроект о повышении МРОТ. Фото РИА Новости
На следующей неделе в Госдуме появится законопроект о повышении МРОТ, инициированный лидером «Единой России» Дмитрием Медведевым. Кандидаты в Госдуму от ПАРНАСа, по информации «НГ», начинают в Петербурге кампанию по заморозке тарифов на проезд в транспорте. «Справедливая Россия» предлагает национализировать банки, а КПРФ – минерально-сырьевые ресурсы. Так что под выборы в той или иной степени впадают в экономический популизм совершенно разные партии, хотя не всем, конечно, удастся конвертировать его в голоса избирателей.
В Санкт-Петербурге на днях появились агитационные кубы «Стоп-тариф», расставленные предполагаемыми кандидатами в Госдуму от ПАРНАСа. «Цель кубов: раздавать листовки и рассказывать прохожим об идее прозрачных тарифов и о законопроекте ПАРНАСа на эту тему, – пояснила «НГ» сопредседатель регионального отделения Наталья Грязневич. – Мы запланировали серию уличных акций у разных станций метро. До этого собрали более 20 тысяч сторонников в Интернете, теперь пора от компьютеров выбираться на свежий воздух».
Она указала, что, поскольку пикет находится у метро, люди, которые им пользуются, моментально улавливают суть предложений и легко идут на контакт. «Цены на проезд – это то, что касается каждого», – отметила Грязневич.
В агиткубах участвует и лидер местного ПАРНАСа Андрей Пивоваров. Он пояснил, что официально предвыборной кампанией все это не является. Но понятно, что обратную связь парнасовцы получают, тем более что кубы расположены в тех районах, где демократы хотели бы идти одномандатниками. Корреспондент «НГ» поинтересовался – почему и демократы решили идти к избирателю с социальной повесткой, больше характерной для левых партий? Пивоваров пояснил «НГ», что вопрос повышения тарифов для горожан ключевой, да и вообще избирателей на местах более волнуют темы, связанные с их личным кошельком, нежели глобальная политика. А ассоциации с коммунистами он отверг: «Мы ведь выступаем не по принципу – все поделить, а за прозрачность тарифов».
В «Яблоке» «НГ» заявили, что также не обойдут в кампании социально-экономическую повестку. «В условиях углубляющегося кризиса не говорить о социальных проблемах будет неправильно, – пояснила «НГ» председатель «Яблока» Эмилия Слабунова.
– В кампании будем ставить перед собой проблемы конкретного гражданина. «Яблоко» предлагает прекратить оптимизацию здравоохранения и образования, поскольку оно ведет к ухудшению качества и увеличению нагрузки на сотрудников. Мы считаем важной и задачу возобновления индексации пенсий для работающих пенсионеров».
Перед выборами социалистические ценности предлагают людям уже не только коммунисты. Фото с сайта www.kprf.ru |
Тему финансовых трат жителей в своей кампании эксплуатирует и «Справедливая Россия», причем в ее агитации это выведено за пределы повестки социал-демократов. В своих газетах эсэры, например, требуют «национализировать банки и объявить кредитную амнистию». А также «отменить поборы за капитальный ремонт, транспортный налог» и так далее. О чем, дескать, уже собрано 10 млн подписей.
Понятно, что обойти популистскую повестку дня не может и «Единая Россия», усилиями которой в последние три созыва Госдумы все эти законы о налогах и сборах и принимались. Партия власти поставлена в затруднительное положение, но отказываться от социальной тематики все-таки не собирается.
Например, на следующей неделе в Госдуму будет внесен законопроект об увеличении МРОТ до 7,5 тыс. руб. С таким обещанием уже выступила замсекретаря Генсовета ЕР Ольга Баталина. А его инициатором, как известно, стал премьер Медведев. Единороссы уже посчитали, что, таким образом, минимальный заработок, который сейчас чуть больше 50% от прожиточного минимума, дойдет до 80%.
Активность партий на социально-экономическом поле вполне понятна из соцопроса о беспокойствах россиян, который провел вчера Левада-Центр. Именно рост цен, бедность и безработица тревожат людей больше любых других проблем. По данным социологов, самыми острыми проблемами в России является рост цен (77%), бедность/обнищание большинства населения (49%) и рост безработицы (43%). Еще 38% респондентов обеспокоены кризисом в экономике, плохим состоянием промышленности и сельского хозяйства, 27% – обесцениванием рубля, 26% – резким расслоением на богатых и бедных, несправедливым распределением доходов.
В десятку самых важных проблем страны россияне также включили коррупцию (24%), кризис морали, культуры, нравственности (16%), недоступность многих видов медобслуживания (15%), рост наркомании и недоступность образования (по 14%).
Вопрос лишь в том, какая из партий, продвигающих радикальную социально-экономическую повестку, сумеет перевести ее в голоса граждан страны?
«ЕР действительно поставлена в затруднительное положение, – говорит «НГ» глава Политической экспертной группы Константин Калачев. – Коридор возможностей узок, а критика действий правительства выглядит противоестественной». Все-таки ЕР в своих социально-экономических предложениях должна выступать в рамках реализма, и пока совершенно непонятно, что она в этой сфере может предложить избирателю.
СР на этом поприще вообще скатилась к голому популизму, заметил Калачев. «Жаль, что эсэры ограничились полумерами. Надо еще отменить квартплату, продукты раздавать бесплатно, а промтовары поделить поровну», – иронизирует он. А вот чего средний класс хочет услышать от «Яблока» и ПАРНАСа – это большой вопрос. По мнению эксперта, попытка расширения ниши демократов – это всегда хорошо, но пока неясно, удастся ли экономическими лозунгами привлечь новый электорат. А демократических избирателей ПАРНАС и «Яблоко» все-таки привлекают не ими, а своими политическими требованиями.
По мнению замгендиректора Левада-Центра Алексея Гражданкина, наибольшие шансы аккумулировать в голоса недовольство населения социально-экономической ситуацией есть у КПРФ, поскольку она, как и ЕР, воспринимается людьми как партия, у которой есть хоть какие-то примеры реальных дел. СР и ЛДПР не считаются партиями, реально влияющими на власть. Поэтому им и приходится прибегать к маловыполнимым лозунгам, отметил эксперт. Стремление же ЕР активизироваться в нише социальных проблем, может быть, и выглядит несколько карикатурно, но вполне объяснимо. Ведь эта партия претендует на весь электорат, а не на его отдельные сегменты. Нишевыми же партиями являются ПАРНАС, «Яблоко», недавно созданная Партия роста и др. «С одной стороны, не факт, что им удастся заполучить новые голоса, прибегая к уравнительным социальным темам, – заключил Гражданкин. – С другой – СПС в 1999 году только потому и получил 9%, что боролся за интересы более широкого круга избирателей».