Минтруд готовит поправки по расширению ротации чиновников. При этом ведомство признало, что сейчас есть лазейка для ее обхода, когда госслужащий в последней момент увольняется и потом приходит на то же самое место еще на несколько лет. Эту дыру в законе о госслужбе планируется закрыть. Зато остальные предлагаемые меры выглядят более формальными. Например, увеличение числа ротируемых ведомств, но сокращение перечня перемещаемых начальников.
Сейчас обязательному переводу с насиженного кресла подвергаются все руководители региональных филиалов федеральных контрольно-надзорных органов. Минтруд в своем законопроекте предлагает добавить к ним еще и те, которые предоставляют населению госуслуги и управляют госимуществом. Таким образом, практически во всех ведомствах, в названии которых есть слова «федеральная служба» или «федеральное агентство», правило периодической ротации будет действовать.
Вместо нынешнего указания, что ее необходимо производить через три–пять лет после назначения чиновника, вводится более короткий срок – два–четыре года. Правда, одновременно с расширением перечня госструктур Минтруд отчего-то предложил сократить список обязательных для ротации должностей. Сейчас под нее подпадают все руководящие должности в региональных филиалах федеральных ведомств – от их главных руководителей до замов завотделов. А в поправках от ведомства Максима Топилина указано, что надо оставить на ротации лишь первых лиц и их замов. Остальные же могут и не менять мест работы или жительства.
Напомним, что обязательная ротация всегда считалась антикоррупционной мерой, применение которой должно препятствовать кумовству и клановости, то есть слиянию федеральных чиновников с местным бизнесом и властями. Однако после нынешних поправок Минтруда к закону о госслужбе процедура замены, похоже, станет применяться чисто формально. Например, в пояснительной записке к проекту отмечается, что увеличение числа госструктур компенсируется меньшим количеством перемещаемых лиц, а значит, бюджетные расходы увеличивать не надо. То есть выходит, что теперь ротация признается делом излишне дорогостоящим, хотя это было понятно изначально.
Дело в том, что по закону в том случае, если чиновник уезжал в другой регион, то ему и его семье полагались различные командировочные и подорожные деньги, обязательно решался и квартирный вопрос. Более того, в нынешних поправках материальные стимулы тоже не забыты – супругам госслужащих обещаются приоритеты при поступлении на работу, а детям – места в детсадах, школах и вузах. Таким образом, здесь бюджетная экономия как-то уже не вырисовывается.
Впрочем, самым интересным в документе Минтруда является его признание в том, что механизм ротации сейчас, по сути дела, не действует. Среди поправок есть норма о том, что если чиновник отказался от перемены мест не по уважительным причинам, а просто так и поэтому был уволен с госслужбы, то претендовать на это же самое или равное место он не может в течение ближайших трех лет. Как оказалось, «предлагаемая норма направлена на решение проблемы, связанной с переназначением гражданских служащих, подлежащих ротации, на те же самые должности гражданской службы, с которых они должны ротироваться, путем увольнения с данных должностей и повторного назначения на них».
В переводе на русский язык это означает, что до сих пор в региональных филиалах федеральных контрольно-надзорных служб требование о ротации игнорировалось с помощью весьма нехитрой лазейки. Заметим, что федеральные структуры этих ведомств вряд ли могли быть не в курсе большинства таких историй.