Правозащитник Игорь Каляпин требует от силовиков расследования инцидента в Грозном. Фото с сайта www.pytkam.net
Глава президентского Совета по правам человека (СПЧ) Михаил Федотов обратился вчера к Владимиру Путину с заявлением о нападении на своего коллегу – председателя Комитета по предотвращению пыток (КПП) Игоря Каляпина. Правозащитники заявляют, что в Чечне бессильны российские законы. Эксперты, однако, не исключают и провокаций против Кадырова.
В Кремле вчера назвали неприемлемым нападение на Каляпина и посчитали это «продолжением хулиганской атаки на журналистов, произошедшей ранее в Ингушетии», заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. «Это очень опасная тенденция, которая, безусловно, вызывает обеспокоенность. Это также является неприемлемым, даже если абстрагироваться от того, что речь идет о члене президентского совета.
Речь идет о гражданине России», – отметил он. Между тем МВД Чечни приняло заявление о противоправных действиях в отношении Каляпина, и сейчас по нему проводится проверка. В то же время Песков призвал не увязывать нападение в Чечне на члена СПЧ с полномочиями Кадырова. По его словам, «это связано с криминогенной обстановкой».
СПЧ уже расценил нападение на Каляпина как экстремистское. По мнению Совета, действия нападавших действительно, как и сказал Песков, подпадают под статью Уголовного кодекса «Хулиганство, совершенное группой лиц по предварительному сговору» (ч. 2 ст. 213 УК РФ). Однако по этому поводу есть и более радикальные мнения. В «НГ» поступило заявление от членов СПЧ Николая Сванидзе, Елены Масюк, Ильи Шаблинского и Александра Верховского. В нем говорится, что целью нападающих было унизить и запугать правозащитника. Подписанты вспомнили о том же инциденте в Ингушетии, что и Песков. В их заявлении также напоминается, что погромы и поджоги офиса КПП в Грозном так и не были расследованы.
«С некоторых пор территория Чеченской Республики оказалась фактически недоступна ни для правозащитников, ни для правоохранителей. Власти не раз заявляли, что Грозный – один из самых безопасных городов. Последние события заставляют в этом усомниться. Или предположить, что нападения, подобные нынешнему, организованы самими властями», – говорится в документе. Там же указывается, что «целый регион страны стал в реальности государством в государстве, своеобразной «серой зоной», где в любой момент может твориться произвол и где бессильны российские законы».
Верховский пояснил «НГ», что их заявление адресовано прежде всего обществу в целом, но если под ним подпишутся более половины членов СПЧ, то оно будет направлено и президенту. Ведь, заметил Верховский, у президента рычаг влияния на Кадырова есть: «Он не избранный, а назначенный Путиным глава республики, и право президента – не назначать его заново. Потому что те вещи, которые сейчас происходят, выходят даже за рамки того, что у нас в стране считается приемлемым».
Накануне Каляпин подвергся нападению в столице Чечни, его побили и закидали яйцами. «Телесных повреждений нет – они несколько раз несильно меня лягнули, один раз попали по животу. Так что от медосвидетельствования я отказался», – рассказал он. Правозащитник приехал в Грозный, чтобы встретиться с членом Совета по правам человека при главе Чечни Хедой Саратовой, а также организовать пресс-конференцию по поводу нападения на микроавтобус с сотрудниками КПП и журналистами (см. «НГ» от 11.03.16).
Каляпин уже заявил, что инициирует спецзаседание СПЧ. «Если меня Совет поддержит, то мы обратимся к президенту, чтобы он дал оценку этим голословным обвинениям, которые постоянно озвучивает глава Чечни в отношении и правозащитников вообще, и меня и моей организации», – пояснил он.
Член СПЧ Илья Шаблинский рассказал «НГ», что «у Совета есть все основания полагать, что все случившееся с Каляпиным произошло при участии властей Чеченской Республики. Без ведома Кадырова там ничего не происходит». При этом правозащитник подчеркнул, что, похоже, «для Кадырова Каляпин – личный враг, а потому глава Чечни не думает о последствиях, он показывает свою власть». Впрочем, у гендиректора Центра политической информации Алексея Мухина мнение иное: «Правозащитники могут говорить все что угодно, они люди заинтересованные, готовы всех собак повесить сейчас на главу Чечни. В этой связи свое слово должны сказать правоохранители». Он отверг расхожее среди оппозиции мнение, что Чечня стала неподконтрольным регионом, и одновременно предположил, что все последние события, связанные с правозащитниками, «очень напоминают провокации». Мухин не исключил, что все это «могли устроить со стороны». «Оппонентов и врагов у Кадырова достаточно. А он сейчас находится в очень чувствительной фазе – перед выборами по представлению именно президента», – подчеркнул он.