Борис Титов может стать главным адвокатом для всех предпринимателей страны. Фото с сайта www.ombudsmanbiz.ru
Депутаты Госдумы предлагают существенно расширить полномочия бизнес-омбудсменов. Об этом говорится в двух внесенных в нижнюю палату законопроектах, авторов которых Борис Титов назвал возможными кандидатами от своей партии. Если эти инициативы будут приняты, то пост уполномоченного по делам предпринимателей обретет такой политический вес, что уход с него на работу в Думу покажется не слишком логичным.
Оба законопроекта объясняются «совершенствованием института уполномоченных по защите прав предпринимателей». Однако термин «масштабная модернизация» подошел бы куда лучше, ведь улучшать работу омбудсменов, предоставляя им новые и новые полномочия, планируется практически во всех направлениях. Инициативы депутатов, другими словами, по-настоящему всеобъемлющи.
Так, участие в рассмотрении дел предпринимателей в судах общей юрисдикции и арбитраже предлагается существенно расширить – защитники бизнеса смогут подключаться к процессу практически на любой стадии. Одновременно они могут получить доступ к самому широкому перечню материалов, а еще выступать защитниками и представителями потерпевших и гражданских лиц.
Помимо этого в пояснительных записках говорится, что у омбудсменов должно быть расширено право писать в органы госвласти различные обращения, а чиновники, в свою очередь, должны отвечать в утвержденный срок. Еще один пункт – экспертные заключения на проекты нормативных правовых актов, которые касаются интересов предпринимателей. Еще – беспрепятственное посещение территориальных органов власти при предъявлении служебного удостоверения и свободный проход в места содержания под стражей.
А еще – принципиально важное полномочие – получение омбудсменами свидетельского иммунитета. Таким образом, они обретут гарантии от давления со стороны следственных органов, которых нет сейчас даже у адвокатов обвиняемых.
Есть тут и такой момент, как синхронизация прав и обязанностей федерального уполномоченного и его многочисленных региональных коллег. Вторые пока не могут вести активную деятельность, однако законопроектами предлагается дать им те же права, что и главному бизнес-стражу. Наконец, омбудсмены будут давать предпринимателям гарантии защиты от нарушений по контрактным обязательствам со стороны государственных и муниципальных заказчиков.
Эти инициативы выглядят как некое законодательное переоформление института уполномоченных. В эту канву вписывается и предложение ввести в русло закона права общественных представителей уполномоченных, чья работа называется важнейшей частью функционирования аппарата омбудсмена.
Обращает на себя внимание то, насколько детализированы законопроекты и насколько их авторы внимательны к нюансам. Так, перечислены пробелы в Арбитражном процессуальном кодексе, подчеркнута роль Кодекса административного судопроизводства, указаны различные аспекты деятельности региональных омбудсменов и многое другое. Все это как бы намекает на помощь в подготовке инициатив со стороны аппарата самого Титова.
Любопытно, что буквально на днях Титов заявил, что к его партии могут присоединиться два депутата-единоросса – Виктор Звагельский и Елена Николаева. Вряд ли случайно то, что оба они и являются авторами указанных законопроектов. Как ранее писала «НГ» (см. номера от 19.01.16 и 17.02.16), один из смыслов создания Титовым партии может заключаться в том, чтобы готовить законопроекты «от бизнеса». Для этого требуются ресурсы в нижней палате – и тем удивительнее, что еще до их официального появления план перешел в стадию реализации.
Однако есть тут и другие интересные аспекты. Например, что именно из предложенного будет одобрено депутатами. Даже если половина поправок пройдет через все стадии, это более чем значительно укрепит позиции уполномоченного по правам предпринимателей. Его должность обретет настолько весомые аргументы, что сравнивать ее с депутатским мандатом или даже собственной фракцией просто бессмысленно. Народный избранник – один из множества себе подобных, у него, конечно, широкие полномочия, но не исключительные. Бизнес-омбудсмен же в стране один.
А потому нельзя исключать варианта, при котором Титов выступит «паровозом» для своей партии, проведет ее теми или иными путями в Госдуму, а потом, получив, по его же собственным словам, «новую структуру» или «центр развития», вернется на прежнюю должность. Напомним, что, характеризуя этот пост ранее, он заявлял, что тот позволяет «делать больше», чем сейчас делает условный министр.
В этом контексте появление законопроектов и их возможное принятие можно рассматривать как своеобразное вознаграждение за развитие в российской парламентской системе плюрализма. Ведь возвращение на старое место даже в имиджевом ключе оценивается, как правило, отрицательно: стало быть, на то есть свои причины.
Впрочем, история может быть и еще интереснее. Вполне возможно, что речь идет о хитросплетениях личных планов, кадровых перспектив и неофициальных бюрократических стратегий. За основу можно взять предположение, что должность депутата не подходит Титову. А какой пост в нашей политической системе котируется выше? От министерского – и далее к вершине должностной пирамиды. Во всяком случае, вероятность министерских ожиданий уполномоченного сразу отметать нельзя.
Другой вопрос – наступит ли срок для этого после думских или президентских выборов и наступит ли он вообще? Все упирается в десятки факторов и обстоятельств: оценки и намерения президента, кризис и необходимость реагирования на него, противостояние различных кремлевских и околокремлевских группировок и т.п. В условиях подобной неопределенности вариант с возвращением в бизнес-омбудсмены с расширенными полномочиями – хороший маневр, который даже и не назовешь отступлением.