Григорий Явлинский переговорам ПАРНАСа и «Яблока» одновременно и способствует, и препятствует. Фото РИА Новости
Представители интеллигенции, обратившиеся к «Яблоку» и ПАРНАСу с призывом объединиться, намерены принять участие в межпартийных переговорах. Последние пока перешли в режим ожидания. «Яблоко» продолжает настаивать на сплочении всех демократов вокруг его основателя Григория Явлинского. А ПАРНАС по-прежнему предлагает политический союз.
По словам главы Московской Хельсинкской группы Людмилы Алексеевой, в ближайшие три дня подписанты обращения намерены делегировать на переговоры 2–3 представителей. «Я пока не могу сказать, кто это будет. Могу только сказать, что речь идет об известных людях, которые не являются авторами письма и не состоят ни в одной из партий», – пояснила «НГ» правозащитница.
Напомним, ранее представители российской интеллигенции в открытом письме призвали «Яблоко» и ПАРНАС к созданию совместного партсписка на выборы в Госдуму.
Информацию о появлении третьей стороны подтвердил «НГ» лидер псковского «Яблока» Лев Шлосберг, которому партия поручила переговоры с другими демократами. «Их позиция будет иметь очень большое значение. Между «Яблоком» и ПАРНАСом много схожих взглядов, и необходимо искать взаимопонимание», – заявил Шлосберг. Он сообщил, что консультации продолжаются. Следующий раунд будет после 14 марта. «Сейчас решающий момент внутрипартийного обсуждения, к концу марта мы ожидаем завершения переговоров», – подчеркнул яблочник.
Напомним, что «Яблоко» на съезде уже выдвинуло своего основателя Григория Явлинского кандидатом в президенты, заявив о необходимости объединения думской и президентской кампаний. Явлинский отвечать на вопросы об объединении с ПАРНАСом не захотел, пояснения последовали от председателя партии Эмилии Слабуновой.
Она напомнила, что у «Яблока» было предложение договориться о разделе одномандатных округов и выделении представителям ПАРНАСа мест в своем списке – если, конечно, эта партия поддержит Явлинского кандидатом в президенты. Напомним, что у ПАРНАСа было другое предложение – заключить широкий политический союз, полностью отказаться от конкуренции и даже объединить партийные структуры. Источники в «Яблоке» пояснили, что последний вариант перед выборами является малореалистичным. Но в то же время заметили, что и участие ПАРНАСа в выборах по списку «Яблока» нынешнее законодательство делает невозможным. Ведь парнасовцам придется тогда выходить из своей партии, что вообще-то может привести к ее ликвидации.
Сейчас очевидно, что в «Яблоке» видят объединение демократов лишь вокруг их партии и фигуры Явлинского. Объясняется это тем, что позиции «Яблока» объективно сильнее – у него уже есть госфинансирование и разветвленная сеть отделений. В ПАРНАСе сказали «НГ», что допускают самые различные варианты. «Мы пока не услышали от «Яблока» ответа на нашу постановку вопроса о политическом союзе», – напомнил зампред ПАРНАСа Константин Мерзликин. Он подчеркнул, что это предложение остается в силе. В партии готовы обсуждать любые конфигурации, в том числе и выдвижение Явлинского в качестве кандидата в президенты от объединенной оппозиции. «Вопрос только, в каком качестве будет представлен ПАРНАС, будет ли решен вопрос о равноправии», – заметил Мерзликин.
По мнению члена политкомитета «Яблока» Сергея Митрохина, переговоры идут позитивно: «Если сравнивать с тем, как когда-то раньше мы с СПС пытались о чем-то договориться, то теперь все немножко по-другому». Но на вопрос о едином списке партий Митрохин ответил категорично: «Сначала ПАРНАС должен снять свой список с выборов, потом мы будем договариваться по местам и кандидатурам в нашем списке».
По мнению экспертов, объединение оппозиции увеличило бы шансы на прохождение в Госдуму, однако этому мешает проблема взаимного недоверия между ПАРНАСом и «Яблоком». Руководитель Центра экономических и политических реформ Николай Миронов заявил «НГ», что если партии пойдут по отдельности, то «каждая возьмет свое в пределах нескольких процентов, и в этом смысле объединение было бы полезно для наращивания результатов, но для этого нужно объединяться не вокруг Явлинского, а действительно объединить структуры, а во-вторых должны появиться новые люди и новая программа, где было бы понятно как оппозиция будет действовать». Между тем, по словам эксперта, если партии пойдут отдельно, на выборах некоторые политики смогут пройти по одномандатным округам, но сторонникам оппозиции это ничего не даст, поскольку они ищут реальной альтернативы власти: «Ну будет мандат, или несколько, но это ничего не даст. В Госдуме и сейчас есть депутаты от оппозиции, – тот же Дмитрий Гудков, но влияния на власть нет. Нужно системное сущностное обновление – единая партия. Тогда это мобилизует оппозиционный электорат».
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин полагает, что на сегодняшний момент фигура Явлинского не может стать объединяющей для оппозиции, но привлекающей внимание – да: «Явлинский воспринимается как человек из 90-х, с высокой узнаваемостью и масштабом». Эксперт заявил, что основная проблема и в том, что обе партии не доверяют друг другу. Так, он подчеркнул, что создание новой политструктуры – длительный и тяжелый процесс, который не факт, что партии успеют провести до выборов, и государство может их не признать, и в итоге партии могут не попасть на выборы, – так что в позиции «Яблока» есть резон. В то же время, эксперт отметил, что и в позиции ПАРНАСа есть свои резоны: «В «Яблоке» заявляет: снимайте свой список, а потом договоримся. Но ведь понятно, что все важные моменты по единому списку, в том числе с именами кандидатов и их местами в списке тогда нужно обговаривать заранее: вдруг, после того как ПАРНАС снимет свой список с выборов, им предложат неприемлемые для них условия? «Яблоко» должно понимать, что для ПАРНАСа – это риск, и пойти навстречу, а вести переговоры с «позиции силы» неприемлемо». Эксперт подчеркнул, что если партии пойдут на выборы по отдельности, то это уменьшит их результат: «У этих партий избиратель очень сходный, он был разным лет 20 назад, они конкурируют на одной поляне. Объединение дало бы потрясающий результат, – это сплотило бы интеллигенцию и ударило по позициям власти, - ведь избиратели ждут этого более 20 лет».