Рамзан Кадыров может уйти из региональных лидеров в федеральные политики. Фото РИА Новости
Рамзан Кадыров считает, что его время во главе Чечни прошло – и просит президента найти ему достойную замену. С одной стороны, в марте полномочия Кадырова действительно заканчиваются, но с другой – его очередной срок закону в принципе не противоречит. Эксперты выдвинули различные версии происходящего, но сошлись в одном: от любого другого поста политик Кадыров, судя по всему, откажется.
Хотя Кадыров сейчас недвусмысленно говорит, что, кажется, его время уходить на покой пришло, стоит заметить, что «приходит» оно все-таки не в первый раз. На самом деле вопрос о своей отставке глава Чечни поднимал еще год назад, причем использовал он примерно те же выражения, что прозвучали в конце прошлой недели.
Напомним, что тогда – после конфликта чеченских и ставропольских силовиков – он тоже заявлял следующее: «Я говорю, я с удовольствием 20 раз просил, чтобы меня отпустили. Я не цепляюсь за кресло. Быть главой республики – это очень ответственная работа перед Всевышним, перед народом, перед президентом. Я эту должность не просил. Я за эту должность никогда не цеплялся. Я просил и сегодня прошу, я с удовольствием готов оставить. У нас есть хорошая команда».
Вот и теперь Кадыров ответ на вопрос о возможном уходе начал с того же – «с удовольствием». И вообще подбором каких-то новых аргументов он, кажется, не озабочивается – и точно так же говорит о том, как непросто руководить его регионом, и опять упоминает «хорошую команду».
Однако между этими вроде бы и одинаковыми заявлениями есть существенная разница. В марте этого года полномочия Кадырова заканчиваются. Так что если прошлогодние высказывания, видимо, следует расценивать исключительно как попытку узнать реакцию федерального Центра, то сейчас истолкований может быть много больше.
Немаловажным представляется и нынешний политический контекст – например, недавний доклад зампреда ПАРНАСа Ильи Яшина о созданном в Чечне авторитарном режиме, что стало продолжением «войны» между Кадыровым и либералами. Противостоянием с несистемной оппозицией, очевидно, и продиктованы такие слова в Instagram Кадырова: «Сегодня враги России прилагают большие усилия, пытаясь использовать мое имя. В связи с этим хочу еще раз подчеркнуть, что не цепляюсь за власть».
Немаловажным именно в этой ситуации является отсутствие реакции федерального Центра. Напомним, что пресс-секретарь президента Дмитрий Песков лишь подчеркнул, что решение о дальнейшей судьбе главы Чечни будет приниматься только по истечении срока его службы: «Мы никогда не анонсируем такие решения президента, не будем этого делать и на этот раз». Все это формирует весьма широкий диапазон возможных причин появления нынешних заявлений Кадырова и, главное, их последствий.
Так, речь может идти о том, чтобы именно «на этот раз» решение все-таки было анонсировано. Гендиректор Центра политических технологий Игорь Бунин считает, что Кадыров сегодня находится в состоянии полной неопределенности: «Президент его не принимает, с ним встречается только первый заместитель главы его администрации – Вячеслав Володин». Другими словами, отмечает эксперт, «Кадыров понял, что в его отношениях с верховной властью что-то произошло».
Впрочем, вполне можно выдвинуть еще две версии с более определенными предпосылками. По одной, скажем, можно предположить, что продление полномочий Кадырову согласовано. И тогда нужно укрепить данное решение, нагнав драматизма. Напомним, что президент Владимир Путин уже поддержал Кадырова, заявив, что тот хорошо работает. А пока появляется опрос ВЦИОМа, согласно которому за девять лет число симпатизирующих главе Чечни выросло в два раза (до 16%), уважение к нему испытывают 31% опрошенных, доверие – 15%, а слышали о нем и вовсе 89%.
По второй версии, согласовано как раз прекращение полномочий. Но Кадыров все равно должен показать, что он много значит для Чечни и не может просто так уйти, потому что вряд ли это поймет народ республики. Недаром он ныне говорит, что понимает – он уже достиг «пика Кадырова», а потому просит людей не выходить на митинги в его поддержку. При этом он обещает поддержать преемника, чтобы самому заняться семьей и изучением религии.
Причем стоит отметить, что если Кадыров реально знает, что его не хотят поддержать в Кремле, то он вполне может подобным образом набивать себе цену, показательно скромно «отказываясь» и от своего поста, и от умозрительного министерского. Но это не означает, что он на самом деле хочет уйти – он лишь доказывает свою верность, но при этом ставит вопрос: а кого еще можно поставить?
В стране де-факто есть всего два политика, сказал «НГ» глава Политической экспертной группы Константин Калачев, – это Путин и Кадыров. И последний, естественно, прекрасно понимает, что есть атрибуты власти, а есть реальная политика – кто бы ни стал новым руководителем Чечни, влияние на нее останется у Кадырова. И даже кандидатуру преемника придется с ним согласовывать.
С одной стороны, Кадыров в очередной раз присягает на верность Путину, считает политолог. С другой – его заявления можно расценивать «как легкую форму шантажа». Ведь Чеченская Республика – это не простой, а, можно даже сказать, проблемный регион России.
Но на какую-то другую должность Кадыров не пойдет, уверены оба эксперта. Бунин считает, впрочем, что главе региона постараются как-то компенсировать отставку, но это не будет какое-то продвижение по линии госслужбы.