Фото Reuters
Банк России требует от участников финансового рынка оперативного взаимодействия с избиркомами по проверке их запросов об активах кандидатов в депутаты Госдумы. Из проекта соответствующего Указания ЦБ ясно, что бизнесмены обязаны будут давать по политикам полный расклад вкладов и ценных бумаг. Коммерческую тайну можно не раскрывать лишь в одном случае – если о конкретном претенденте никаких сведений на запрошенную дату уже нет.
В соответствии с законом в ходе предстоящих выборов этого года Центробанк должен выступить своего рода посредником в цепочке между Центризбиркомом и избирательными комиссиями субъектов РФ, с одной стороны, и коммерческими банками, депозитариями и держателями реестра – с другой. Данная цепочка создана для оперативной проверки финансовых сведений, предоставляемых кандидатами в депутаты Госдумы, региональные и местные парламенты и вообще на любые выборные должности.
Временные схемы соответствующих проверок были опробованы уже в ходе кампании 2015 года – и полностью удовлетворили все избиркомы. Все дело в том, что ранее они писали запросы банкирам и разнообразным брокерам и финконсультантам самостоятельно, а те отвечали на эти бумаги как могли – или как хотели. Конечно, это не могло гарантировать полноты получаемых на кандидатов сведений и, что в ходе избирательной кампании не менее важно, их своевременности. Но с 2016 года все изменится – ведь отзывчивости от участников финансового рынка будет требовать их регулятор, с которым ссориться, понятное дело, никто не захочет. Попытки же проигнорировать требования ЦБ, как показала практика, могут оказаться чреватыми.
Ведомство Эльвиры Набиуллиной уже подготовило проект Указания о порядке получения запросов от комиссий и ответов на них, который размещен на официальном портале обсуждения нормативных актов. Система взаимодействия, на чем твердо настаивали бизнесмены, предполагается электронная. Для этого будут задействованы сетевые ресурсы Банка России и Федерального центра информатизации при ЦИК РФ, который, напомним, отвечает в том числе и за эксплуатацию системы ГАС «Выборы».
Правом на запрос будут обладать только Центризбирком и региональные комиссии, остальным придется действовать через них. Посылать требование о предоставлении подноготной каждого конкретного кандидата надо будет не напрямую, а через Центробанк. Делать это можно будет не чаще, чем раз в семь дней, о чем сказано в самом начале документа без каких-либо объяснений. Отмечено лишь, что все подробности должны быть прописаны в соглашении между ЦИКом и ЦБ. Текста этого документа в открытом доступе обнаружить пока не получилось. Его основные пункты были согласованы еще 14 января на рабочей встрече председателя Центризбиркома Владимира Чурова и первого зампреда Банка России Сергея Швецова.
В запросе должны быть указаны, во-первых, фамилия, имя и отчество кандидата, во-вторых, выходные данные его паспорта или иного документа, в-третьих, дата рождения, в-четвертых, место этого рождения и, в-пятых, адрес регистрации по месту жительства. Участники рынка обязаны пробить человека по своим базам – и если совпадают уже первые два пункта, отправить через систему ЦБ все имеющиеся на него данные в течение семи дней. Причем даже если избиркомы чего-то не попросили, но участник рынка имеет на кандидата больше сведений, то он обязан предоставить их в организованном и понятном виде.
В бумаге, подготовленной Центробанком, есть одно отличие от соответствующих норм закона об основных гарантиях избирательных прав. Оно в том, что избиркомы обязательно должны указывать дату, на которую им и нужны все финансовые сведения на кандидата. А вот дальше в документе следует такая фраза: «В случае отсутствия у участника рынка сведений о кандидате по состоянию на дату, указанную в запросе о предоставлении сведений о кандидате, ответ на запрос участником рынка не направляется».
Таким образом, можно предположить, что некоторым чересчур богатым кандидатам предоставляется возможность, например, продать излишки еще до избирательной кампании – ведь запросы в качестве даты, очевидно, будут указывать именно на ее начало. Или можно будет, к примеру, увести активы в какое-нибудь временное доверительное управление, чтобы потом, если выступление на выборах окажется неудачным, спокойно их вернуть.