Региональные штабы протестующих находятся под пристальным вниманием властей. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
Недовольные системой «Платон» дальнобойщики, по данным «НГ», перенесли общероссийский съезд с конца февраля на начало апреля. Тогда же будет и объявлено о создании единой организации перевозчиков и названо имя лидера. В то же время начатую ими 20 февраля забастовку упорно обходят вниманием и власти, и СМИ.
Из медиапространства протест «антиплатоновских» дальнобойщиков, видимо, окончательно вытеснила еще одна тема о негативных для перевозчиков последствиях политических решений – взаимные транзитные запреты Польши, Украины и России. Впрочем, и она постепенно сходит на нет, но о забастовках против «Платона» по-прежнему почти ничего не слышно.
Однако это вовсе не означает, что они не проводятся. По словам одного из координаторов протеста Андрея Бажутина, в акциях, которые закончатся 1 марта, участвуют водители как минимум из 43 регионов РФ. В некоторых областях у них получается выстроить собственные лагеря, как в Химках: «Добавилась базы в Москве, Мурманске, Нижнем Новгороде, Петербурге, Вологде, Рязани, Тюмени – городов, в общем, много». Но все они сталкиваются с определенными сложностями.
Во-первых, информационная блокада. Публикациями отмечаются разве что региональные электронные издания. Второй канал связи с общественностью – независимые профсоюзы, размещающие статьи на своих сайтах. По словам руководителя Центра экономических и политических реформ Николая Миронова, ситуацию действительно омрачает отсутствие доступа к экрану и «большим» печатным изданиям. Как результат – движение в глазах россиян маргинализуется.
Во-вторых, тяжело обстоит дело с финансами. Забастовка наносит два удара по карманам перевозчиков. С одной стороны, речь идет об упущенной выгоде от заказов, с другой – нужно еще и самому вкладываться. По словам Бажутина, химкинский лагерь спонсируется через денежные переводы от граждан, а регионы находятся на самообеспечении. На вопрос о том, что будут делать водители, если деньги кончатся, Бажутин ответил: «Мы пока рассчитали свои силы до 1 марта, потом будем делать работу над ошибками и думать над дальнейшими шагами».
В-третьих, на дальнобойщиков давят силовики. По словам Бажутина, водители ни к чему не призывают, стоят на парковках с российскими триколорами и табличками на тематику «Платона», но органы правопорядка реагируют жестко – эвакуаторами и срывом флагов с объяснениями в духе «символика используется не по назначению». В Рязани, рассказывает координатор, используются местные ЧОПы.
В-четвертых, существует риск раскола движения, в котором перевозчики винят власти РФ. Ранее вице-премьер Аркадий Дворкович заявил о решении заморозить тарифы «Платона» до октября этого года. Изначально планировалось увеличение с 1 марта в два раза – с 1,53 руб. до 3,6. Новость об этом пробовали преподать как уступку, говорит Бажутин, но это не так: «Уступка – это как минимум мораторий на какой-то срок – с созданием рабочей группы и обсуждением проблем». Если бы тарифы подняли, то к забастовкам присоединилось бы большее число недовольных ситуацией. «У нас только за декабрь было принято столько всяких законов и актов, что с ума сойдешь, – продолжает Бажутин. – Столько всего напридумывали, что мы тут сами не успевали все это изучать».
Все эти факторы, к которым можно прибавить и еще несколько менее значимых, в сумме сильно бьют по протестному движению. Оно как бы переходит в некую виртуальную плоскость. А вот дальше возможны разные варианты. Миронов, например, видит по крайней мере два.
Первый – это планомерное успокоение недовольных. Власти игнорируют дальнобойщиков, СМИ не пишут, а общество не видит и не слышит: протест, который не может ни протекать в рамках закона, ни выйти за эти рамки, попросту затихает.
Второй вариант – протест радикализуется, перевозчики сплачиваются, создают свою организацию и находят лидера. Более того, чисто профессиональное движение может примкнуть к некоей общей протестной кампании. Сами дальнобойщики, кстати, уже предприняли первые шаги в этом направлении – дополнили требование об отмене «Платона» отказом от платы за капремонт, мораторием на повышение тарифов ЖКХ на два года, а также возвращением льготного проезда для пенсионеров и инвалидов.
Главой такого движения, считает Миронов, мог бы стать или кто-то из политиков, или представитель самих дальнобойщиков (либо же гражданских активистов). Но появление «выдвиженца из народа» маловероятно: водители, подчеркивает политолог, стоят «каждый сам за себя».
Впрочем, тут можно и возразить, ведь ранее дальнобойщики подчеркивали, что с политиками, которые пробовали набрать баллы на протесте, им не по пути. Поэтому перевозчики решили справляться своими силами, запланировав на конец февраля общий съезд в Москве и анонсировав создание всероссийской организации (см. «НГ» от 04.02.16). Однако в итоге мероприятие перенесли на начало апреля. Причина – организационные сложности.
Вместо съезда прошла так называемая встреча регионов, на которой как раз и были определены некоторые организационные моменты. Появилась и конкретика: рабочее название организации – «Всероссийская ассоциация перевозчиков». Впрочем, говорит Бажутин, оно может измениться к апрелю. Тогда же будет выбран и лидер ассоциации.
Помимо противников есть у дальнобойщиков и союзники. Поддержку им оказывают Конфедерация труда России, Профсоюз работников IT, межрегиональный профсоюз «Рабочая ассоциация», другие общественные и профессиональные организации, а также блогеры и юристы. Все – на безвозмездной основе.
Очевидно, что этого для успехов пока мало. Так, расширение требований и, следовательно, большая часть политизации изначально профессионального протеста может способствовать лишь его маргинализации. Поэтому реальный шанс дальнобойщиков – в дальнейшем ухудшении экономической ситуации и возможном росте общей социальной напряженности.