Михаил Касьянов предложил «Яблоку» слиться с ПАРНАСом. Фото Руслана Шамукова/ТАСС
«Яблоко» и ПАРНАС выйдут на этой неделе на очередной раунд переговоров. Представители второй партии предлагают первой объединиться в общую политструктуру с новым названием, на что яблочники отвечают: единый партсписок возможен, но только если он будет наш. Эксперты считают, что объединение, может быть, и вышло бы перспективным, но всему мешают амбиции.
В ближайшие три месяца, по мнению главы ПАРНАСа Михаила Касьянова, у его партии и «Яблока» есть шанс успеть создать единую демократическую партию для успешных выборов в Госдуму. Он заявил, что это «единственный способ сформировать общий партсписок» – избирательные блоки запрещены законом. По словам Касьянова, большинство членов ПАРНАСа поддержат это предложение: «С юридической точки зрения оно реализуемо. Мы готовы созвать Федеральный политический совет для принятия решения о создании объединенной демократической партии».
Факт переговоров на эту тему подтвердил и лидер псковского отделения «Яблока» Лев Шлосберг, который отвечает в своей партии за контакты с другими демократами. Он пояснил «НГ», что озвученный Касьяновым вариант обсуждается на межпартийных переговорах со 2 февраля. Отвечая на вопрос, почему эта тайна была разглашена Касьяновым, Шлосберг предположил, что причиной послужило обращение интеллигенции, призвавшей к объединению партий. «Одной из сторон действительно заявлена эта позиция, другой стороной она обсуждается», – подтвердил Шлосберг.
Ранее с призывом к двум партиям идти на выборы вместе обратились представители интеллигенции. Документ подписали правозащитница Людмила Алексеева, актрисы Лия Ахеджакова и Наталья Фатеева, писатели Владимир Войнович и Дмитрий Быков, поэт Лев Рубинштейн, экономисты Сергей Алексашенко и Евгений Гонтмахер, политолог Дмитрий Орешкин и многие другие.
Председатель «Яблока» Эмилия Слабунова вечером во вторник объявила о поддержке призыва по объединению либералов – но на базе «Яблока». По ее словам, надо понять, «готовы ли в ПАРНАСе к снятию своего списка с выборов, а кандидаты от ПАРНАСа – к выходу из партии в соответствии с законодательством». Она заверила, что в «Яблоке» готовы «к широкому обсуждению механизмов учета мнений всех политических сил Демкоалиции».
Максимально серьезно призвал отнестись к заявлению Касьянова и зампред ПАРНАСа Константин Мерзликин. По его словам, лидер партии «продемонстрировал, что готов к дальнейшим шагам». В то же время, продолжил Мерзликин, формирование единого партийного списка возможно только на базе единой партии, поскольку иной вариант предполагает ликвидацию ПАРНАСа: «Единственный выход – формирование совместной партструктуры. Мы готовы это обсуждать. Но вопрос, готовы ли к этому в «Яблоке».
Лидер «Яблока» Эмилия Слабунова тоже призвала всех демократов к переговорам. Фото с сайта www.yabloko.ru |
Пресс-секретарь Эмилии Слабуновой Татьяна Бибина, в свою очередь, заявила «НГ», что дополнительного комментария от лица председателя «Яблока» не будет. Член федерального бюро «Яблока» Иван Большаков в беседе с «НГ» заметил, что если в ПАРНАСе действительно «хотят сформировать демократическую фракцию в Госдуме – они должны отказаться от выдвижения своего списка и на паритетной основе участвовать в формировании единого демократического списка кандидатов на базе нашей партии».
По мнению Мерзликина, юридическая возможность по формированию единой демократической партии все-таки остается. Об этом говорит и первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. Однако «Яблоко» не согласится на предложение ПАРНАСа, уверен эксперт, так что нынешний обмен заявлениями – это не более чем взаимная попытка показать общественному мнению, что именно другая партия виновата в срыве переговоров.
«Внешне все очень конструктивно, – говорит Макаркин. – Да и юридически возможно. Хотя, конечно, региональные госорганы по указанию из Москвы сделали бы все, чтобы не допустить перерегистрацию новой структуры». Дело в том, заключает эксперт, что создание объединенной демпартии даст кумулятивный эффект, потенциально – такой силы, что либералы получат шанс на преодоление пятипроцентного барьера. Он напомнил, что таким способом в Госдуму прошла партия «Союз правых сил» в 1999-м – объединив партию «Россия молодая» ныне покойного Бориса Немцова, «Общее дело» Ирины Хакамады и ряд других политструктур. Однако в нынешней ситуации помешает договоренностям даже не столько Кремль, сколько политические амбиции демократов.
А вот депутат Госдумы Дмитрий Гудков возможное объединение считает крайне позитивным событием и уже выражает готовность в него записаться. Об амбициях, считает он, можно и забыть, потому что вопрос стоит иначе: объединение или политическая смерть?