Константин Ильковский в год выборов оказался лишней фигурой на политической шахматной доске. Фото Евгения Епанчинцева/ТАСС
Отставка губернатора Забайкальского края Константина Ильковского стала предупреждением для всех остальных глав регионов. Как известно, объективная причина его увольнения – это провал работы по программе расселения ветхого жилья. Федеральный Центр предупреждает губернаторов: все, что в канун выборов способно причинить урон власти, является саботажем и строго карается. А удар по «Справедливой России», чьим выдвиженцем являлся Ильковский, – это лишь побочный эффект резкого кадрового решения президента.
Предыстория разворачивающегося сюжета, напомним, такова. На прошлой неделе глава Минстроя Михаил Мень рассказал президенту Владимиру Путину о плохих результатах Забайкалья и Карелии по реализации программы расселения аварийного жилья. Действия властей этих регионов он охарактеризовал как «саботаж». В итоге Путин подписал вчера указ об отставке Ильковского. Главе республики Карелия Александру Худилайнену президент вынес строгий выговор.
Без сомнения, программа по расселению – это важный аспект деятельности губернаторов, но проблемы тут есть не только у Ильковского и Худилайнена. Вчера председатель наблюдательного совета Фонда содействия реформированию ЖКХ Сергей Степашин это подтвердил, сообщив о сложностях у таких регионов, как Коми, Тыва, Архангельская и Саратовская область, Дагестан и Адыгея.
Однако в адрес их руководителей никаких мер не принято. Можно также вспомнить, как Путин критиковал – причем более чем жестко – глав самых разных регионов, но к отставке прибегал только в самых крайних случаях. Даже против тех, кого подозревали в коррупции, не сразу начиналось следствие. Так что возникает вопрос: почему же Ильковский?
Очевидно, что программа по расселению не просто важна, а архиважна для всей российской власти. Тот же Степашин подчеркнул, что с 2008-го по 2017-й она должна коснуться миллиона человек, после чего тут же потребуется расселять еще один миллион. А получается, что руководство страны из-за отдельных губернаторов никак не может отчитаться даже о первом миллионе. Так что если за имиджевый ущерб от невыполнения как бы «вторичных» программ, к которым можно отнести даже и провалы в образовании и медицине, кары следуют не слишком строгие, то по поводу жилья никаких снисхождений быть не может. Слишком большая и острая это для России проблема и слишком уж конкретные обязательства по ее решению взяла на себя власть.
В случае их срыва под народную кувалду попали бы не просто политики и не только идущая на выборы партия власти, но и вся вертикаль сверху донизу – вплоть, возможно, до самого президента. Перевыборы которого тоже не за горами и которому, конечно, совсем не надо, чтобы вместо голосов обеспеченных жильем благодарных избирателей по всей России пошел уличный оппозиционный гам.
Надо полагать, что и сам Ильковский уже успел разочаровать Кремль. Депутат Госдумы эсэр Дмитрий Горовцов объяснил «НГ» причины этого. Первая: Ильковский в прошлом году уже получил репутационную «черную метку», попытавшись сдать Китаю в аренду огромные территории региона за копеечные деньги.
Вторая: программа по ветхому жилью была им проигнорирована, по сути дела, демонстративно, хотя финансовое обеспечение края практически 100-процентное. И наконец, третья причина в том, что губернатор замечен в хроническом неисполнении поручений и распоряжений президента. Другими словами, составляй кто-нибудь рейтинг саботажа – и Забайкалье заняло бы первые строчки.
Ранее о похожих претензиях Центра рассказывал и источник «НГ», близкий к администрации президента. У Забайкалья – в отличие от Карелии – более чем солидный бюджет. Регион в то же время относится к дотационным. А в Кремле всегда с подозрением относились к руководителям субъектов Федерации, которые при таких исходных данных не выполняют свои обязательства. Самого Ильковского всегда называли успешным бизнесменом, и Кремль, ставя таких людей во власть, рассчитывал, во-первых, на не менее успешный менеджмент конкретной территории, а во-вторых, на то, что при возникновении каких-либо сложностей они смогут найти необходимые финансовые ресурсы.
Однако если с причинами «политического убийства» Ильковского все понятно, то его последствия пока вызывают много вопросов. Вице-премьер Дмитрий Козак назвал вчера это изменение в губернаторском корпусе «первым звонком» для регионалов. Дескать, тем, кто не выполняет поставленные перед ними задачи, которые подкреплены субсидиями, грозит то же самое.
При этом уход Ильковского – это прежде всего удар по эсэрам, лишившимся своего единственного губернатора. Последнее СР припомнили тут же – секретарь генсовета ЕР Сергей Неверов целиком и полностью возложил на партию ответственность за эту отставку. «Вместо того чтобы заниматься популизмом и требовать отставки правительства, поехали бы все эти профессионалы в Забайкальский край, помогли бы своему товарищу бюджет правильно составить, выполнили обещания помогать в решении проблем края», – написал он в Facebook, дополнив это высказывание выпадом в адрес лидера СР Сергея Миронова.
Вице-премьер Дмитрий Козак послал губернаторам еще один предупредительный сигнал. Фото с сайта www.duma.gov.ru |
Между тем сам Миронов комментировать произошедшее отказался, лишь назвав увольнение Ильковского ожидаемым. Такую же позицию заняли и другие эсэры. Горовцов, впрочем, надеется, что политический баланс будет соблюден – и партии «дадут» нового губернатора. «Не надо вести во власть бизнесменов, это большая ошибка, – рассудил он в разговоре с «НГ». – Надо вести чекистов».
Зампред фракции СР Михаил Емельянов, в свою очередь, заявил, что в партии не обижены, «потому что Ильковский назначался не по партийным квотам». Он считает, что губернатор не смог погасить конфликт с региональными элитами. Емельянов, кстати, подчеркнул: не факт, что СР «может еще кого-то куда-то выдвинуть».
О предупредительных сигналах со стороны президента сказал «НГ» гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин: «Я прогнозировал, что в этом году порядка 15 губернаторов находятся «на карандаше» – в зоне риска, и это далеко не последняя отставка». По его словам, главы регионов теряют посты потому, что Путин наконец потерял терпение.
То есть эсэры, считает Мухин, о своей репутации могут в принципе не тревожиться. Глава Политической экспертной группы Константин Калачев и вовсе сказал «НГ», что сильного удара по СР не произошло, ведь Ильковскому смягчили формулировку – отправили в отставку не по утрате доверия, а по собственному желанию. В группе риска, заметил эксперт, остаются губернатор Тверской области Андрей Шевелев и руководитель Пермского края Виктор Басаргин.
Неудивительной назвал вчерашнюю отставку президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов: «В рейтинге выживаемости губернаторов мы поставили Ильковскому три по пятибалльной шкале. В его регионе много экономических проблем, и были акции протеста за отставку губернатора». Да и эсэры перестали за него бороться. Группа риска, составленная экспертом, такова: Шевелев, Худилайнен, Басаргин, а также губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев и глава Приморского края Владимир Миклушевский.
Вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский охарактеризовал увольнение как «показательную жертву», потому как «президенту нужно демонстрировать жесткость по отношению к губернаторам». Забайкалье, по его словам, отличалось наибольшим числом протестных акций, участники которых выступали за отставку губернатора. Позиции того же Худилайнена изначально были прочнее – он представитель питерской элиты. Между тем отставка Ильковского может спасти «с добрый десяток других губернаторов» – мол, Кремль рассудит, что одной жертвы достаточно.
Политолог уверен, что эти события все же ударят по СР, потому что эсэры «оказываются обиженной партией, у которой нет губернатора, тогда как у других парламентских партий есть». А возмещение ущерба может последовать не скоро: «До этого времени партия оказывается в подвешенном состоянии и в положении условной оппозиции. Но, получив такой «щелчок по носу», на самом деле, СР станет, наверное, более лояльной власти и, может быть, даже получит больше одномандатных округов».
Политолог Николай Петров, согласившись с общим мнением о демонстративной отставке, указал, что Ильковского мог сгубить его отказ признать ошибки, как это сделал Худилайнен. Однако, по его мнению, политических последствий для партии не будет: сейчас все подчинено интересам выборов, а не личным счетам. Позиции эсэров эксперт назвал сильными – те должны отвлечь электорат от КПРФ.
Источники же «НГ» в Госдуме напомнили о событиях 2011 года, когда эсэры присоединились к уличным протестам. Тогда, мол, с Мироновым де-факто и был заключен договор на следующих условиях: собственный губернатор как расплата за то, что партия больше не «нацепит белую ленточку». Сейчас же лидер СР заложник этой договоренности: рейтинги его политструктуры не сказать что впечатляют, она балансирует на грани прохождения в ГД, а за ней самой уже выстроилась очередь непарламентских партий. Однако Миронов, как человек опытный, понимает, что вопрос не в рейтингах. И если это проверка на верность и прочность – то лучше терпеть и молчать.