Заявителям о коррупции государство никакой безопасности сейчас не гарантирует. Фото с сайта www.arnakayevo.tatarstan.ru
Для граждан, заявляющих о фактах коррупции, правозащитники предлагают установить своего рода особый статус, чтобы защитить их от заказных уголовных дел. По информации «НГ», такого рода предложения уже направлены в администрацию президента. Их авторы, в частности, настаивают, что судебные разбирательства в отношении борцов с коррупцией должны проходить только с участием присяжных.
Антикоррупционные меры, реализуемые в последние годы, не приносят какого-то заметного эффекта, утверждают правозащитники. Необходимы поправки в действующее законодательство для защиты «активных граждан и неангажированных общественных структур» от нападок со стороны тех же коррупционеров, занимающих высокие должности.
Тем более что практика показывает – нередко инициаторы антикоррупционных расследований сами становятся мишенями для уголовного преследования.
«Именно заказные уголовные дела против них стали основным рычагом давления», – заявил «НГ» правозащитник Владимир Осечкин. Недаром многие реальные свидетели коррупционных преступлений предпочитают о них умалчивать. Осечкин и сообщил «НГ» о создании рабочей группы по подготовке защитных механизмов для заявителей о коррупции. «Мы направили свои предложения в антикоррупционное управление президента, Совет по правам человека и Федеральную палату адвокатов, чтобы совместно внести дополнения в УПК и УИК», – сообщил правозащитник.
В первую очередь предлагается закрепить особый статус таких заявителей, предоставив им право на рассмотрение возможных уголовных дел против них в суде присяжных. «На присяжных гораздо сложнее оказать давление, нежели на одного судью. Мы полагаем, что тогда большинство заказных уголовных дел будет заканчиваться справедливым приговором», – говорится в документах рабочей группы. Кроме того, правозащитники намерены добиться обязательной видеосъемки и прямых трансляций с таких заседаний.
Предполагается закрепить в законах и обязательное уведомление органов прокуратуры о задержании заявителей о коррупции или предъявлении им обвинения. Проверять условия их содержания общественные наблюдательные комиссии (ОНК) должны будут ежемесячно. «Также необходимо ввести обязательное утверждение обвинительного заключения по уголовному делу в отношении заявителя о коррупции лично прокурором субъекта Федерации», – говорится в предложениях правозащитников. Есть среди них и пункт о беспрепятственном доступе журналистов к такому обвиняемому, если он находится в СИЗО или колонии.
Если все эти изменения будут приняты, то для коррупционеров данная схема по устранению неугодных будет обессмыслена, пояснил «НГ» Осечкин. «Громкие заявления политиков о необходимости гражданского участия в противодействии коррупции носят декларативный характер, – утверждает правозащитник. – Если государство на самом деле хочет показать, что поддерживает активность общественности в этой сфере, то власти обязаны как минимум создать соответствующие правовые механизмы для безопасности заявителей о коррупции».
Заметим, что авторы документа полностью открещиваются от того, что среди борцов с коррупцией они прежде всего имеют в виду блогера Алексея Навального.
Член ОНК Московской области Алексей Павлюченков отметил, что такого рода нормы пригодились бы, например, для тех заключенных, которые подвергаются давлению и преследованиям именно из-за их заявлений о различных безобразиях и преступлениях в колониях – в том числе и о коррупции. «Им вносятся необоснованные взыскания, их чаще других водворяют в карцер, и, разумеется, им отказывают во встрече с представителями СМИ», – подчеркнул он. По мнению Павлюченкова, последнее для борцов за правду крайне важно, ведь «недобросовестные сотрудники правоохранительной системы больше всего опасаются огласки чинимого ими произвола, после которой зачастую следуют проверки и увольнения». Сейчас же заявитель о коррупции остается один на один с системой и поэтому часто идет на самооговор и компромисс с заказчиками ареста. «И сегодня речь идет не о точечных случаях, а об устоявшейся практике», – заявил «НГ» Павлюченков.
Другой член подмосковной ОНК Дмитрий Пронин сообщил «НГ», что в ходе своей антикоррупционной деятельности он получает угрозы либо физической расправы, либо фальсификации в отношении него заказного уголовного дела. Он тоже считает, что рассмотрение такого рода дел присяжными должно стать обязательным.
Кстати, к Пронину домой, по его словам, однажды уже приходили полицейские – без постановления суда, а затем во время обыска нашли у него патроны. После чего Пронин две недели посидел в следственном изоляторе, выйдя оттуда, как он считает, лишь благодаря поднявшемуся шуму среди общественности и в СМИ.