Александр Коновалов подготовил местному самоуправлению новые законодательные сюрпризы. Фото с сайта www.minjust.ru
Наладка системы местного самоуправления (МСУ) в России, видимо, не закончится никогда. С новыми реформаторскими предложениями выступил Минюст. Тенденция на сокращение возможностей для граждан влиять на свою ближайшую власть продолжает укрепляться. Например, в большинстве крупных городов прямых выборов мэров сейчас уже нет. Теперь же решено запретить гражданам проводить и отзывные кампании против назначенных муниципальных начальников.
Ведомство Александра Коновалова, предложив подвергнуть МСУ очередному реформированию, формально лишь исполнило постановление Конституционного суда (КС) от декабря прошлого года. Сомнению в суде была подвергнута предыдущая муниципальная реформа, политической частью которой стало сокращение выборности местной власти.
Например, представительные органы районов и больших городов теперь возможно формировать не по результатам прямых выборов, а путем делегирования депутатов из поселковых и сельских советов, а также из числа глав этих населенных пунктов. А вот среди них как раз много не избираемых, а назначаемых. Следовательно, вместо разделения властей получается их смешение. КС указал на недопустимость таких подходов, Минюст, получается, отреагировал оперативно.
Среди положительных новаций в этой инициативе ведомства также можно отметить стремление наладить прочные коммуникации между МСУ и региональными властями. Все изменения принципов построения муниципальных структур должны предварительно с ними согласовываться, а некие Советы муниципальных образований могут получать даже и право на законодательную инициативу в заксобраниях субъектов РФ. Правда, все это регионы станут решать сами, Минюст им это только позволяет и рекомендует.
Напомним, что региональным властям ранее было рекомендовано подумать, какую систему избрания мэров они будут у себя принимать, но они без особых раздумий предпочли побыстрее отменить прямые их выборы. Однако, как выяснил Минюст в результате правоприменительной практики, в данном механизме оказались лишние шестеренки. Дело в том, что в законе осталось записанным право населения проводить кампании по отзыву глав местных администраций – в рамках той же схемы, по которой они избирались.
И вот теперь предлагается у людей такое право отобрать – «отзыв избирателями выборного должностного лица может применяться только к должностным лицам МСУ, избранным на муниципальных выборах». А вот к тем мэрам, которые пришли на эту должность из местных депутатов или вообще назначены ими в результате победы на конкурсе, принцип отзыва применяться не должен, считают в ведомстве. И ссылаются при этом на мнения комитета ГД по МСУ и Центризбиркома. При этом по поводу мэров, избираемых по конкурсу, в той же пояснительной записке Минюст указывает: «Предложенный способ получил широкое распространение и признание, такой механизм предусмотрен в 6317 муниципальных образованиях, или 27,7% от их общего числа», но не признается, что в большинстве своем это столицы субъектов РФ и другие крупные города.
А вот в том, что такие конкурсы, судя по всему, проводились до сих пор по совершенно непонятным правилам, Минюст признаться был все-таки вынужден. И предложить, чтобы на такого рода претендентов теперь все же распространялись антикоррупционные и прочие ограничительные нормы, которые сейчас действуют для кандидатов на нормальных выборах. То есть запрет на сокрытие судимости и иностранных активов, двойного гражданства и незадекларированных средств. Есть в законопроекте Минюста и намек на тот факт, что не все проведенные прежде конкурсы можно в принципе считать таковыми, потому что на них никакого соревнования, видимо, не было. И лишь теперь главное правовое ведомство страны опомнилось и предлагает запретить выдвигать к претендентам какие-либо дополнительные претензии, кроме правильного оформления документов.
«Обладание пассивным избирательным правом является единственным требованием, предъявляемым к кандидатам, выдвигающим свою кандидатуру для участия в конкурсе», – уверяют авторы проекта.
А еще Минюст настаивает, чтобы на конкурс за кресла мэров выходило как минимум двое кандидатов. Таким образом, на всех этих конкурсах мэров все равно будут, по сути, избирать, но делать это будут уже не граждане, которым все время хочется выбрать кого-то не того, а проверенные местные депутаты.