Учащаяся молодежь – обязательный участник всех массовых уличных акций. Фото РИА Новости
В преддверии выборов парламентские партии активно готовятся к агитационной кампании. Между тем настороженность депутатов вызывает работа, которая сейчас ведется с гастарбайтерами и студентами некоторых вузов. Последним рассказывают, чьи листовки можно расклеивать, а чьи – нет. Думская оппозиция опасается, что это может ударить по их электорату.
Со студентами в отдельных регионах уже проводится разъяснительная работа с целью выяснить их политические предпочтения. Об этом рассказали «НГ» некоторые депутаты Госдумы. Приезжим же, по их словам, обещают вознаграждение за уничтожение агитационных материалов конкурентов.
Так, в Компартии утверждают, что некоторые региональные вузы уже приступили к негласной разъяснительной работе со своими студентами. «Я, например, недавно слышал о подобных мероприятиях среди сибирских вузов», – сказал глава юрслужбы КПРФ Вадим Соловьев. Также, говорит он, соответствующая установка прозвучала на недавнем совете ректоров Алтайского края.
Руководство вузов объясняет свои действия профилактикой экстремизма среди студентов в связи с грядущими выборами в Госдуму, поскольку есть вероятность участия учащихся в противоправных акциях. Поэтому молодежь заранее посвящают в различные тонкости: каких политических взглядов не стоит придерживаться, чьи листовки нельзя расклеивать, в деятельности каких объединений участвовать не рекомендуется.
Соловьев опасается, что подобные разговоры прежде всего направлены против КПРФ как основного конкурента партии власти: «Ведь это нас чаще всего обвиняют в экстремизме. Меня, например, самого пытались привлечь по этой статье за листовки, призывающие к отставке губернатора, нашего депутата Владимира Бессонова обвиняли в избиении полиции. Много таких примеров, где нас выставляют экстремистами, которые, боюсь, и будут приводить студентам».
«В вузах действует политика запугивания и подтягивания активной молодежи в избирательные штабы. В некоторых учреждениях обещают зачет за собранные агитматериалы», – утверждает депутат. Также среди студентов начали проводить и соцопрос об их политических симпатиях. Кстати, гражданские активисты тоже рассказывают, что к ним поступают жалобы от населения, дескать, их политическими взглядами интересуются так называемые общественные советники из управ, которые приходят к жильцам домов с предвыборным опросником.
Депутаты жалуются, что проводить агитационную программу им мешают в том числе и гастарбайтеры. Собеседник «НГ» посетовал, что его наружная агитация в среднем «живет» около двух часов. По его словам, чаще всего руководители ЖКХ дают распоряжение иностранным работникам «убирать подъезды не только от мусора, но и от предвыборных листовок оппозиции». А иногда, рассказывает Соловьев, и сами партии «нанимают мигрантов, чтобы те ходили по улицам и срывали агитматериалы конкурентов».
В ЛДПР не понимают возмущения своих коллег. В разговоре с «НГ» депутат Роман Худяков заявил, что разъяснительные разговоры о выборах нужно начинать еще со школьной скамьи. Причем, уверен он, это никак не отразится на рейтинге парламентской оппозиции: «Для власти оппозиция выгодна, поскольку мировое сообщество через лупу наблюдает за нашими выборами. Я считаю, эта мера, напротив, позволит отсеять провокаторов и огородить подростков от влияния несистемной оппозиции».
По словам первого зампреда фракции «Справедливая Россия» Михаила Емельянова, эсэры пока что не сталкивались с подобной технологией. Депутат полагает, что его коллеги накручивают ситуацию, чтобы привлечь к себе больше внимания: «На мой взгляд, власть, наоборот, слегка отпустила вожжи, в данный момент нет такого административного ресурса и давления, как это было при предыдущих выборах». Однако его коллега Александр Тарнавский не стал отрицать, что где-то подобная работа с молодежью проводится: «Но вряд ли это инициатива самих властей. На мой взгляд, этим занимаются провокаторы либо это уже личная инициатива руководителей учебных заведений, заинтересованных в карьерном росте». При этом Тарнавский подчеркнул, что сейчас проводить разъяснительные беседы преждевременно и особого результата они не принесут.
А вот глава Межрегиональной ассоциации избирателей Андрей Бузин сказал «НГ», что работа со студентами велась и прежде, просто она не носила массового характера: «В основном она затрагивала лишь студентов юридических факультетов, чтобы они слыли наблюдателями. Это было полудобровольное мероприятие». При этом, по словам Бузина, подобная технология использовалась совершенно разными политическими силами, а не только партией власти. Также ему известны случаи, когда студентов вынуждали получать открепительные удостоверения: «Если выборы выпадали на период каникул, власти, таким образом, добивались их участия в голосовании. Примерно штук 600–700 удостоверений выдавались на участках, где располагались колледжи. Также нередко среди молодежи выяснялись политические предпочтения, их вывозили на автобусах для голосования». Агитация в вузах, полагает эксперт, постепенно увеличится «в связи с усилением пропагандистской машины», но уже ближе к выборам.