Источник: www.politanalitika.ru
Опубликованы сразу два политтехнологических доклада о стоимости избирательных кампаний на выборах одномандатников. Оба пришлись ко времени: в последние недели разговоры о ценниках для кандидатов сильно активизировались. Их суть в том, что бюджеты не просто влетят претендентам в копеечку, но и явно превысят положенную по закону сумму.
Исследования опубликовали эксперты Центра политического анализа и центра «Особое мнение». Первая работа называется «Сколько стоит депутат Госдумы?», вторая, написанная главой последней организации Екатериной Курбангалеевой, – «К вопросу о стоимости кампании в одномандатном округе на выборах-2016». Посыл докладов сводится к тому, что нынешняя методика расчета стоимости избирательной кампании себя не оправдывает.
Она формируется исходя из количества долларов на одного избирателя. Между тем, учитывая все обстоятельства – в первую очередь финансовые, – такой расчет экспертам представляется неверным.
В первом докладе, в частности, указывается, что стоимость кампании в условный миллион долларов скорее «психологически обоснованна». Другими словами, столько хотели бы получать участники рынка – те же политтехнологи. Тут стоит добавить, что выборы депутатов Госдумы после отмены прямого избрания губернаторов в середине нулевых были для специалистов во многом последней возможностью серьезно заработать, в то время как небольшие региональные кампании для них превратились из необязательной работы в практически безальтернативную.
Между тем отмена выборов глав регионов, которые «подпитывали» и ученых-политологов, позволяя тем не только получать деньги, но и применять знания на практике, привела к уменьшению численности «академиков». Еще в 2008-м источник «НГ» в администрации президента описал сложившуюся ситуацию следующими словами: «Политологи были изведены как класс».
Возвращение выборов в одномандатных округах как перспективного источника доходов должно было снизить расценки, но этого не произошло. Между тем активизация в последние недели разговоров о «цене вопроса» четких ответов не дала: существенный разброс в цифрах заключен в рамки от 750 тыс. долл. до 100 млн руб. – такие стоимости называют сами эксперты. Согласно опросу портала «Политаналитика», проведенному среди политологов и политтехнологов, 30–50 млн руб. в качестве затрат на кампанию для одномандатника назвали 39% респондентов, о 50–80 млн заявили 46%, а 15% указали 80–100 и более миллионов.
Курбангалеева, впрочем, приводит пункты, на которых можно было бы сэкономить, – начиная от социологии и заканчивая штатом самих специалистов. Однако здесь стоит напомнить, что в ст. 71 Закона «О выборах депутатов Госдумы» указывается: «Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда кандидата не может превышать 15 млн руб.». Таким образом, даже цифры, приведенные Курбангалеевой, как бы намекают на нарушение закона. Так, оптимальный бюджет (при наличии эффективной сшивки с партийным штабом) для кандидата-одномандатника от партии-льготницы варьируется от 48,2 млн руб. до 50,7 млн. То есть это после полной оптимизации расходов. Одномандатнику-самовыдвиженцу придется потратить и вовсе 68,4 млн руб.
В докладе «Сколько стоит депутат Госдумы?» также рассказывается о секретах экономии. Наиболее важный момент – наличие у кандидатов собственных ресурсов в своих регионах: «Суперизвестный кандидат может практически не платить за кампанию и толком ее не вести». Миллион долларов – это, в свою очередь, «кампания под ключ», когда заказывается весь спектр политтехнологических услуг.
В том же исследовании подчеркивается, что «ценник кампании с поправкой на политические и экономические обстоятельства последовательно заявлялся публично на уровне 500 тыс. – 1 млн долл. с начала 2000-х». А изменилось между тем достаточно много. Так, наиболее крупные расходы для одномандатников «сейчас приходятся на сеть», в то время как в ситуации с партийными списками «можно было ограничиться медийкой».
Таким образом, придется создавать местные штабы, под них искать агитаторов, под тех – бригадиров. Средняя зарплата агитатора, указывается в докладе, – 5 тыс. руб. в месяц, у бригадира – 7,5 тыс. Итого уйдет около «15 млн руб. за два-три месяца». Еще 5 млн придется потратить на ТВ – печатную прессу люди не читают, а Интернет в регионах пока не так развит. А есть еще праймериз, расходы на наружную рекламу, проектная работа, пикеты, создание сувениров и листовок, те же социология и аналитика, контрпропаганда и т.п. Итого, по расчетам экспертов, средняя стоимость кампании выйдет 42 млн руб. Это меньше, чем у Курбангалеевой, но тоже предостаточно.
Вполне возможно, что выход на первый план разговоров о тратах на кампанию объясняется конкуренцией. Одномандатники для политтехнологов – более чем лакомый кусочек, но на рынке не так много игроков и ограниченное число платежеспособных клиентов. Любопытным представляется то, что обычно предпочитающие работать в тени специалисты решили и смогли сформировать такую новостную повестку. Но предложение экономии – не столько способ расставить точки над i, сколько возможность привлечь к себе внимание, потеснив конкурентов. А что до выходящих за рамки закона трат – это хоть и циничный, но как раз честный подход.