Вместо иностранной рабочей силы появляется отечественная, но «депрессивная». Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Кризис заставляет российские предприятия по всей стране сокращать сотрудников. В условиях нарастающей безработицы те вынуждены прийти на те рабочие места в крупных городах, которые прежде занимали мигранты. Впрочем, по мнению экспертов, россияне надолго их с рынка не вытеснят. Иностранцы уже давно массово пополняют его «серую зону», которая и поставляет в экономику дешевые трудовые ресурсы.
Российские зарплаты в период кризиса оказались уже не столь привлекательны для выходцев из Средней Азии. Девальвация рубля вынуждает их возвращаться на родину. Например, за прошлый год, по данным Федеральной миграционной службы (ФМС), Россию покинуло около миллиона иностранцев, а количество тех, кто приехал сюда на заработки, снизилось почти на 70%.
По мнению главы ФМС Константина Ромодановского, отток мигрантов говорит об уменьшении потребности России в иностранных рабочих. Теряют они былую выгодность и с точки зрения бизнеса – скажем, введение патентов серьезно повысило стоимость приезжих. Работодателю становится выгоднее брать на работу россиян, считает Ромодановский.
И действительно, без рабочих рук рынок труда, похоже, не останется. Скажем, места столичных гастарбайтеров, чья средняя зарплата оценивается в 30 тыс. руб., уже заинтересовали жителей депрессивных регионов, где начинаются массовые увольнения и сокращения зарплат. Так, по данным Минтруда, в России уже свыше миллиона безработных – и к скорым увольнениям готовятся еще более 650 тыс. россиян. В конце 2015 года Росстат выдал собственную оценку уровню безработицы, насчитав 4,4 млн человек, или 5,8% от общего объема трудоспособного населения.
Волна безработицы уже коснулась 82 регионов, так что их жители ожидаемо отправились на поиски работы в крупные города, где и зарплаты выше, и вакансий больше. Например, в январе из «падающих» регионов в Москву прибыло на 100 тыс. россиян больше, чем в начале 2015 года.
Однако, по словам бывшего замглавы ФМС, президента фонда «Миграция – XXI век» Вячеслава Поставнина, здесь необходимо учитывать российскую демографическую ситуацию. На освободившиеся места мигрантов, полагает он, будут претендовать в основном люди пенсионного возраста, «что не слишком обнадеживает работодателей». К тому же для внутренней миграции тоже существуют серьезные барьеры – к примеру, закон о «резиновых квартирах», из-за которого трудовым переселенцам предстоит столкнуться с проблемами при регистрации.
Так что, по мнению Поставнина, ряд предпринимателей привлекать мигрантов будут до последнего: «Иностранцу, к примеру, можно не заплатить или дать лишь половину суммы, содержать в невыносимых условиях, и он ничего не сделает, никуда жаловаться не будет, поскольку побоится быть депортированным из страны. С россиянами такое не пройдет – так или иначе они защищены с правовой точки зрения, поэтому в аналогичной ситуации скорее всего последуют серьезные разбирательства».
В любом случае быстро перенаправить миграционные потоки среднеазиатские государства, считает Поставнин, не смогут. Так что узбекам, таджикам и киргизам рано или поздно придется вернуться в Россию. «Внешняя миграция никуда не денется, поскольку ежегодно эти три республики – Узбекистан, Таджикистан, Киргизия – выбрасывают на трудовой рынок новое поколение рабочих рук. Учитывая, что экономическая ситуация в Центральной Азии вряд ли изменится, они по-прежнему будут ехать на заработки в Россию», – уверен эксперт.
По словам члена Общественного совета ФМС Владимира Шапошникова, с каждым месяцем поток трудовых переселенцев из регионов в Москву усиливается. Однако эта внутренняя миграция, пояснил он, пока довольно узкая: «Россияне по-прежнему не готовы к тяжелому труду, их не интересует работа дворников и уборщиков. В основном все, кто приезжает, устраиваются либо менеджерами, либо вахтерами, либо официантами. А вакансии в ЖКХ продолжают пустовать». При этом Шапошников предупредил, что «тысячи мигрантов, которые планировали временно отбыть на родину, уже не смогут вернуться назад. После ужесточения законодательства ФМС перекрыла въезд тем, кто хотя бы однажды нарушил закон, а ведь таких сегодня довольно много».
Председатель коллегии адвокатов «Европа–Азия» Теюб Шарифов отметил, что перед работодателями в связи с миграционным оттоком действительно встает вопрос: а как же привлекать россиян на непрестижную работу? Повышать зарплаты в нынешних условиях они не могут – поэтому некоторые учреждения стараются привлечь рядовой персонал нематериальными условиями. Например, предоставляют им гибкий график, разрешают меняться сменами, выдают продукты питания и т.д. Другие предприниматели пошли по иному пути: заменили жителей Средней Азии, скажем, украинцами, молдаванами, а то и вовсе армянами.
Впрочем, заявил Шарипов, значительная доля гастарбайтеров из Средней Азии вовсе не покинула нашу страну, а лишь ушла в «серую зону» рынка труда и продолжает зарабатывать деньги по чужим трудовым книжкам. Поэтому, настаивает эксперт, на официальную статистику ФМС сегодня трудно уверенно полагаться.