Депутат Госдумы Валерий Трапезников призвал ЕР запретить семейственность в политике. Фото с сайта www.er.ru
Первый этап XV съезда «Единой России» утвердил процедуру праймериз. Их участники должны быть готовы к дискуссии. Только политических, деловых и тем более семейных связей для того, чтобы стать кандидатом, теперь будет недостаточно. Единороссы также существенно обновили состав своих руководящих органов, отдав предпочтение креативным активистам перед различными начальниками, в том числе и министрами.
Через неделю, 15 февраля, «Единая Россия» начинает сбор заявок от желающих принять участие в предварительном партийном голосовании, которое партия власти запланировала провести по всей стране 22 мая. Как заявил председатель ЕР Дмитрий Медведев, выступая в прошедшую субботу на пленарном заседании первого этапа XV съезда, «по сути, мы спрашиваем у избирателей, кого они хотят видеть кандидатами от «Единой России», а претенденты фактически проводят предвыборную кампанию, рассказывают о своих предложениях, участвуют в дебатах».
А вообще-то премьер свою съездовскую речь начал с того, что напомнил: ЕР – это политический ресурс президента, именно эта партия сформировала и исполнительную власть страны. Такая фраза предполагает продолжение об ответственности данной политструктуры за все происходящее в стране. Прямо так Медведев об этом, конечно, не сказал, но на протяжении всего своего некороткого выступления говорил именно об этом.
ЕР не будет отдавать острые темы на откуп предвыборным конкурентам, заявил Медведев. Выборы в кулуарах не выигрываются, заметил он, а значит, партия будет участвовать в дискуссиях, объясняя, чем вызвано то или иное решение, сколько ресурсов есть в бюджете для выполнения тех или иных обещаний. Явно для того, чтобы у партии была большая свобода рук, из состава ее высшего совета были удалены министр финансов Антон Силуанов и министр образования Дмитрий Ливанов, но никто из членов кабинета их не заменил. Вместо них и ряда ушедших из политики деятелей в этом руководящем органе и в генсовете ЕР появились многочисленные креативные и активные люди – журналисты, бизнесмены, представители низовых структур ЕР и общественники.
Что же касается праймериз, то Медведев заявил, что «никаких договорных списков, проталкивания удобных людей не будет, игра в поддавки нам не нужна». По его словам, граждане должны знать, что списки партии власти на выборы в Госдуму и региональные заксобрания формируют именно они. Именно в этом месте премьер и упомянул неких «близких людей», для которых тоже не будет никакого исключения. А потом разъяснил, что семейные династии – это хорошо, но не в политике. По крайней мере для их создания не должен использоваться авторитет партии.
Может быть, этот пассаж и прошел бы не слишком замеченным, если бы не выступление депутата Госдумы Валерия Трапезникова. Когда он начал называть конкретные имена «семейных» единороссов, в зале почувствовалось некоторое напряжение. Трапезников проиллюстрировал тему «политической семейственности» лишь небольшим фрагментом того списка, который, как он выразился, «есть у всех». Были названы депутаты Госдумы Ваха Агаев (КПРФ) и его сын Бекхан Агаев (ЕР), братья Гасановы из «Справедливой России» и опять же ЕР. Привел Трапезников и похожую региональную ситуацию, например, в Брянской облдуме, заметив: «Ну это что, выдающиеся региональные партийные лидеры сразу возникли из одной семьи?»
Можно предположить, что участники съезда ждали и других фамилий – например, председателя комитета ГД по образованию Вячеслава Никонова, и вовсе не потому, что он внук сталинского наркома Вячеслава Молотова, а оттого, что его жена Нина Никонова является депутатом Смоленской облдумы. Или опять же депутата ГД Алексея Ткачева (ЕР) – брата министра сельского хозяйства Александра Ткачева. Но Трапезников их не назвал, просто призвав съезд принять такое решение – политические династии долой. Напомним, что до этого всем были известны лишь родственные кланы в ЛДПР, затем этот семейный подряд подхватили и коммунисты, когда внук лидера КПРФ Леонид Зюганов стал депутатом Мосгордумы.
Если же покопаться в региональной прессе, то она уже давно пишет о таких персонажах, как зампред правительства Мордовии Алексей Меркушкин – сын самарского губернатора Николая Меркушкина или зять главы Удмуртии Александра Соловьева Захар Милостивенко. Есть и информация о депутате Рязанской облдумы Никите Гордееве – сыне воронежского губернатора Алексея Гордеева. Потомки VIP, впрочем, идут не только в депутаты, но и делают карьеру в правоохранительных органах: например, сын липецкого губернатора Олега Королева Роман Королев сейчас зампрокурора Курской области. Чемпионом же, судя по питерской прессе, ныне является спикер Заксобрания Петербурга Вячеслав Макаров – на муниципальном уровне действуют его дочь, брат и племянник с супругой.
Любопытно, что на съезде ЕР Дмитрий Медведев поставил партии задачу победить на выборах в Госдуму, но не указал, с каким результатом. Во всяком случае, ни одного слова о том, что это будет большинство нижней палаты, он не произнес. Судя по всему, ответ о составляющих победы нужно искать в принятых поправках к Уставу ЕР, который теперь разрешает включать в состав фракции и беспартийных по происхождению депутатов, избранных по одномандатным округам. Ясно, что здесь имеется в виду прежде всего Народный фронт, представители которого, в частности, вошли и в программную комиссию партии. Между прочим Трапезников, заявивший о вреде семейственности, тоже избран от ОНФ.