Специфика тюремной медицины во всей ее красе. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
Заключенных скоро, видимо, перестанут госпитализировать в обычные больницы на воле. Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) намерена развивать тюремную медицину. Успехи уже есть – у арестованных выявляют суицидальные наклонности, в колониях сидельцам повышают иммунитет. Теперь же будут проводиться еще и хирургические операции. Правозащитники к этим планам ФСИН отнеслись настороженно.
Медицинские подразделения исправительных учреждений Москвы получают лицензии на хирургию. То есть заключенных теперь можно будет не возить в горбольницы, а оперировать на месте. Правозащитники уже опасаются за их здоровье – по их расчетам, бюджет ФСИН не потянет хороших препаратов, дорогостоящей аппаратуры и профессиональных специалистов. Следовательно, лечение будет формальным, а в случае летального исхода – трудно проверяемым независимой экспертизой.
Однако вслед за Москвой, как стало известно «НГ», эта практика в скором времени может распространиться и на регионы.
Тюремные медики, как отметил на днях глава столичного управления ФСИН Игорь Клименов, намерены «выйти на высокий уровень укрепления иммунитета арестованных». По его словам, ситуация с заболеваемостью и смертностью в исправительных учреждениях остается стабильной. К примеру, за 2015 год в столичных СИЗО скончались 26 арестантов – как и в прошлом году, освобождены в связи с болезнью 17 осужденных и 21 подследственный. В городские больницы было вывезено 343 заключенных, из которых 212 проходили лечение стационарно. «Сегодня все, кто поступает в СИЗО, проходят флюорографию, проверку на ВИЧ и гепатит. Уделяется особое внимание выявлению суицидальных наклонностей», – подчеркнул Клименов.
Однако, по словам правозащитника Владимира Осечкина, с виду прогрессивные идеи ФСИН несут и множество опасностей. Попытка заменить гражданскую медицину, подтвердил он, обернется провалом: «В тюрьмы не пойдут работать хорошие специалисты, а значит, смертность заключенных, попавших на операционный стол, вырастет в разы. А диагнозы начнут поголовно фальсифицировать». Эксперт напомнил, что во многих колониях нет даже анальгина, не говоря уже о дорогостоящих препаратах и анестезии. Правозащитники, по его словам, будут настаивать на полной ликвидации тюремной медицины, на которую уже и сейчас едва хватает бюджета.
Напомним, кстати, что на днях ФСИН выступила с инициативой о запрете судам брать под стражу граждан в тех регионах, где в СИЗО наблюдается дефицит свободных мест, а вместо этого шире использовать практику денежных залогов и домашнего ареста. Сейчас, по данным ведомства, в той же Москве в изоляторах находится более 11 тыс. человек, что более чем на 30% превышает их максимальные возможности. Причем из этих арестованных лишь 2,8 тыс. человек – это москвичи, остальные или жители других регионов страны, или иностранцы.
Так вот во ФСИН признают, что количество решений судов о применении домашнего ареста в Москве действительно только в 2015-м выросло более чем вдвое – почти до 1,5 тыс. против 681 человека в прошлом году. Однако ФСИН столкнулась с дефицитом электронных браслетов, применяемых к домашним арестантам. Так, например, из 1,5 тыс. браслетов, выделенных на Москву, активно используеются лишь 564. Около 130 требуют ремонта, около 800 идут под списание в связи с истечением срока эксплуатации – видимо, они были и закуплены уже подержанными.