Михаил Барщевский выступил за равенство мужчин и женщин перед присяжными. Фото с сайта www.duma.gov.ru |
Вчера Конституционный суд (КС) удалился на совещание для обсуждения равенства полов. Предстоит решить, можно ли судить женщин судом присяжных, хотя по Уголовному кодексу (УК) им запрещено назначать пожизненное заключение. Мнения в КС были высказаны разные, но большинство экспертов выступило за то, что законы надо все-таки писать более четко.
Осужденная за убийство своего малолетнего ребенка жительница Челябинской области Алена Лымарь пожаловалась в КС на то, что райсуд отказался передавать ее дело присяжным. Сама она, похоже, признает за собой лишь неосторожность и надеется, что народные судьи не дали бы ей срок в восемь лет. Однако отправиться к присяжным она действительно не могла, ведь женщинам, несовершеннолетним и мужчинам старше 65 лет УК запрещает давать пожизненное.
Однако в своем иске заявительница указала, что в соответствии с Конституцией мужчины и женщины должны иметь равные права и возможности для их реализации. Так что статью 31 Уголовно-процессуального кодекса (УПК), где как раз компетенция судов различного уровня и прописана, она требовала признать неконституционной.
Задача перед КС с самого начала встала, с одной стороны, простая, а с другой – неоднозначно сложная. Простая прежде всего потому, что судьи пару лет назад уже признавали статью 31 УПК полностью соответствующей Основному закону. Так что в принципе КС может подтвердить свое прежнее решение – и умыть руки.
Напомним, однако, что в традициях этого главного суда страны принимать неожиданные решения как раз по социально звучащим делам – в отличие от политических. И вчера председателю ЕС Валерию Зорькину потенциальная возможность отличиться еще раз была предоставлена. Благодаря представителю правительства Михаилу Барщевскому, выступившему в КС с эмоциональной речью. «Признаюсь: наверное, я малограмотный юрист. Когда пришло это дело, я прочитал заявление два раза – и не мог поверить. Прочитал закон. А что, у нас в стране женщины лишены суда присяжных? Да быть такого не может! Потом я провел эксперимент: в понедельник у нас законодательная комиссия при правительстве. Неплохие юристы сидят. Я пошел с опросом. Ни один человек не знал, что женщины не имеют право на суд присяжных, ни один», – заявил Барщевский. Он призвал обеспечить равенство мужчин и женщин перед законом и присяжными.
Любопытно, что представители Генпрокуратуры и Минюста в КС Татьяна Васильева и Мария Мельникова выступили как раз против «равноправия» женщин, то есть за ограничение их доступа к присяжным в обмен на сохранения запрета на пожизненное. Впрочем, и они вслед за всеми экспертами сказали, что и норму УПК надо поправить, и компетенцию суда присяжных уточнить. А представитель президента в КС Михаил Кротов вообще решил дискуссию обострить, заметив, что гендерное равенство можно обеспечить и возвратом для женщин смертной казни, ну, или заменяющего ее пожизненного срока.
Любопытно, что как раз сейчас в Европейском суде по правам человека рассматривают жалобу двух российских мужчин на то, что женщины пользуется эксклюзивной льготой не сидеть пожизненно.