Посол Евросоюза в Москве Вигаудас Ушацкас негативно оценил конфликт Рамзана Кадырова и оппозиции. Фото Reuters
Либеральная оппозиция взяла курс на обострение конфликта с главой Чечни Рамзаном Кадыровым. Вчера состоялся телефонный разговор между послом Евросоюза в Москве Вигаудасом Ушацкасом и председателем ПАРНАСа Михаилом Касьяновым. Дипломат подверг жесткой критике главу региона и Россию в целом.
«Говоря о недавних высказываниях главы Чечни Рамзана Кадырова в Instagram, посол ЕС в России Ушацкас сказал, что он был шокирован такими отвратительными неприкрытыми угрозами убийства, с которыми невозможно мириться», – говорится в пресс-релизе представительства ЕС в РФ.
Заканчивается сообщение словами о том, что посол считает заявление главы региона в адрес «российской политической оппозиции и гражданского общества неприемлемыми в демократическом обществе». Между тем в ночь на вторник «снайперский» видеоролик с Касьяновым и зампредом ПАРНАСа Владимиром Кара-Мурзой-младшим был удален из Instagram. Представитель социальной сети заявил, что причиной послужило «нарушение правил сервиса – видео нарушает требование уважать других членов сообщества».
На что Кадыров ответил: «Стоило мне сказать несколько слов о цепных псах США, как они тут же удалили пост. Вот она, хваленая свобода слова по-американски». Позднее он написал на своей интернет-странице, что называет оппозицией тех патриотов своей страны, которые, опираясь на поддержку определенной части общества, «пытаются донести свое видение, как решить проблемы государства». Касьянова он, видимо, отнес к 15–20 персонам «без родины и флага». Перечислив список их «преступлений» перед страной, он под конец обвинил оппозицию в трусости и истеричности: «Если эти картонные «герои» так жутко испугались моего смеха над ними, то дорога в суды им открыта».
В Кремле, в свою очередь, вчера коротко отреагировали на намерение Касьянова дождаться реакции президента Владимира Путина на высказывания главы Чечни. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил: «Это его право».
Таким образом, игра продолжается, и каждый, судя по всему, получает от участия в ней то, что хочет. Касьянову, видимо, требовалась подобная оценка со стороны Запада. Эмоциональность Ушацкаса, правда, сильно удивляет. Во-первых, о «неприкрытой угрозе убийства» речь вряд ли может идти. Во-вторых, послы РФ едва ли позволяют себе так жестко влезать в политические стычки внутри того же ЕС. И уж тем более давать оценку, что является, а что не является приемлемым в демократическом обществе хотя бы потому, что в должностные обязанности послов это не входит.
Что же касается новых заявлений Кадырова, рассматриваемых как продолжение постмодернистской игры (см. «НГ» от 02.02.16), то понятно, что он опять опередил оппозицию. Назвал их трусами, то есть определил их статус. А сказав – если не согласны, подавайте в суд, – поставил их перед неприятным выбором формулировки претензии. Всерьез о подаче иска по поводу угрозы убийством говорить не приходится, спор же в суде о том, что оппозиция – не «враги народа», вообще нелеп. И, наконец, Кадыров все-таки дал своим постам характеристику: «Мой смех». Юмор, в том числе черный, и ирония – это тоже неизменные черты постмодернизма.
Главу Чечни, как известно, относят к «ястребам», которые, почувствовав возможность сглаживания конфликта между Россией и Западом, провоцируют обратные процессы. С этой точки зрения своей цели он добивается эффективно. Например, получает возможность обвинить в недемократичности одну из крупнейших американских соцсетей.
Упорство чувствуется и в ответных шагах оппозиции, хотя тот же Касьянов явно не сможет конвертировать свои антикадыровские слова и поступки, скажем, в голоса на предстоящих выборах. В частности, он ни разу не сказал, что не боится «угроз» Кадырова, а, наоборот, обращает внимание Запада на их опасность, чем еще больше усиливает эффект от обвинений в «предательстве» и других грехах. Судебное разбирательство с Кадыровым, возможно, и дало бы шанс Касьянову набрать политических очков для своей партии, но он, очевидно, не собирается воспользоваться таким вариантом.
Реакция же Кремля представляется просто забавной: лидер ПАРНАСа обладает правом ждать реакции президента как гаранта Конституции на интернет-публикации главы Чечни.