Александр Бречалов обеспечивает единение Общественной палаты и Народного фронта. Фото РИА Новости
В России может появиться еще одна вертикаль власти – судя по всему, специально формируемая под Общероссийский народный фронт (ОНФ). Принципы организации Общественной палаты (ОП) РФ распространят на региональный уровень. Это даст возможность Центру целиком отобрать у местных властей и элит контроль над гражданским обществом в стране.
На рассмотрение Госдумы из Совета Федерации накануне поступило два законопроекта об общих принципах организации и работы региональных общественных палат. Первый целиком прописывает единый регламент их создания и функционирования, второй объясняет, за чей счет это будет делаться. А вчера секретарь ОП и сопредседатель ОНФ Александр Бречалов решил форсировать события: он заявил, что надеется на скорейшее принятие депутатами этих инициатив. По его словам, раньше региональные палаты формировались следующим образом: «Кто как захочет, так и формирует». То есть главную роль играли руководители субъектов РФ и местные элиты, а это не соответствует нынешним запросам гражданского общества. И, видимо, самой федеральной власти.
Поначалу идея кажется простой: ОП РФ вроде как намерена дать свободу регионалам и даже снабжает их необходимыми финансовыми источниками. Однако фигура самого Бречалова и ряд других факторов свидетельствуют о том, что настоящие цели сенаторов могут оказаться абсолютно другими.
Во-первых, верхняя палата в целом не слишком часто проявляет законотворческую активность. Однако в этом вопросе позиция сенаторов была не только консолидированной, но и, видимо, продиктована сверху. Что подтверждается стоящей под законопроектом подписью спикера Совфеда Валентины Матвиенко.
Во-вторых, предлагаемый принцип финансирования региональных палат. В пояснительной записке говорится, что сегодня денежное обеспечение осуществляется тремя способами. Первый – в 40 регионах снабжением занимаются «аппараты, созданные в форме госучреждений». Второй – в 43 субъектах эту заботу взяли на себя некие сотрудники органов госвласти, «например, отделы внутренней политики». Третий касается исключительно Новосибирской области, где работа по обеспечению лежит на помощнике сопредседателя региональной общественной палаты.
В этой схеме действительно чувствуется руководящая рука губернаторов – особенно когда речь заходит о Новосибирской области. Однако предложенный сенаторами законопроект, перекладывающий всю ответственность на региональные бюджеты, создает предпосылки для возникновения зависимости местных общественников от федерального Центра. Денег в субъектах Федерации и без того нет, так откуда же им взяться на обязательное финансирование палат? Значит, средства будут запрашиваться из Центра, например, в виде дотаций. Соответственно такая зависимость выльется в его контроль над формированием и функционированием региональных ОП.
В-третьих, любопытным представляется и порядок формирования палат. Треть состава утверждает губернатор «по представлению зарегистрированных на территории субъекта РФ структурных подразделений общероссийских и межрегиональных общественных объединений». Вторую треть назначает заксобрание по представлению региональных общественных объединений и НКО. Последнюю же треть сформируют две первые, выбирая «из кандидатур, представленных местными общественными объединениями».
Таким образом, состав первой трети, видимо, попросту будет навязан губернаторам. Хотя бы потому, что наиболее крупная и сильная общественная организация в России одна – это ОНФ. Кстати, по выступлениям Бречалова сейчас далеко не всегда понятно, чью точку зрения он представляет – Народного фронта или ОП? Так что можно предположить, что ведущие роли в региональных палатах займут представители аффилированных с «фронтовиками» организаций. В случае несогласия губернаторов всегда остается возможность надавить финансово.
Принцип формирования второй трети в этом контексте выглядит как желание не слишком сильно обижать и местные элиты. Сюда как раз и войдут общественники, связанные с региональным бизнесом и руководством. А вот последнюю треть могут составить, наоборот, наиболее критически настроенные к региональным властям активисты. Ведь именно местные общественные объединения, как правило, вступают в конфликт вышестоящими властями.
Обращает на себя внимание и дата, с которой предусматривается вступление законов в силу: 1 января 2017 года. Другими словами, для думской кампании поправки никак не пригодятся. В связи с этим возникает вопрос: не являются ли они своеобразной подготовкой ОНФ к президентской предвыборной гонке? И не связана ли именно с этим настойчивость Бречалова?
Ведь принятие законопроекта в первой половине 2016-го позволит заложить необходимые средства в бюджете на 2017-й, во вторую половину которого, по сути дела, и начнется предвыборная кампания. Если же поправки одобрят только к 2017 году, то время будет упущено.
В последние годы неоднократно говорилось о том, что сложившаяся вертикаль власти неэффективна. Элиты выходят из-под контроля, распоряжения Центра едва ли не саботируются, а население – при всем своем доверии к президенту Владимиру Путину – недовольно большинством институтов власти. Поэтому можно предположить, что для дополнения действующей системы готовится некая конструкция, которая в основном будет опираться на широкую общественную базу.
Отсюда следует, что уже взятый на соединение ОНФ и ОП курс будет продолжен. «Фронтовики», зарекомендовавшие себя как антигубернаторский ресурс, получат еще один мощный инструмент по контролю над местными руководителями. Проведя кандидатов-одномандатников в Госдуму, они упрочат позиции на законодательном направлении, а затем проследят за выполнением поручений на всех уровнях властной вертикали.
Однако в жизнеспособности подобной системы есть и определенные сомнения. Если смысл общественной вертикали, пользуясь медицинской терминологией, будет заключаться в создании некой «шины» для фиксации поврежденных частей тела государства – это один вопрос. Тогда в принципе можно прогнозировать выздоровление больного в обозримом будущем. Но нельзя исключать, что на практике новой вертикали достанется лишь роль очередного костыля. А учитывая, что таких было уже несколько (взять хотя бы создание самой ОП), польза от такого лечения представляется маловероятной.