Всероссийский координационный штаб водителей грузовиков пока остается в подмосковных Химках. Фото РИА Новости
Вчера состоялось первое заседание суда по делу против системы «Платон». Алексей Навальный и Фонд борьбы с коррупцией (ФБК) пытаются оспорить концессионное соглашение Росавтодора с оператором взимания платы с грузовиков. Суд обязал ведомства предоставить этот документ. Дальнобойщики же готовят новую акцию протеста уже на конец февраля.
Навальный и юрист ФБК Иван Жданов утверждают, что это соглашение было заключено без проведения конкурса и нарушает «положения федерального закона в части распределения обязанности по внесению концессионной платы». Навальный вчера настаивал: «Мы по-прежнему считаем, что у нас есть все железные юридические основания для того, чтобы признать его незаконным и ничтожным». Следующее заседание суда назначено на 2 марта.
Пока в Москве разгорается судебная тяжба, дальнобойщики Андрей Бажутин и Рустам Малламагомедов ездят по городам, объединяя местные группы под эгидой ассоциации «Дорога жизни». По словам Бажутина, они приезжают только туда, куда их приглашают уже созданные ячейки. В движение вошли представители Махачкалы, Мурманска, Петрозаводска, Петербурга, Рязани, Липецка, Нижнего Новгорода и других городов. В течение ближайших недель дальнобойщики рассчитывают завершить формирование всероссийской ассоциации, а затем выходить на совместные действия аналогичного масштаба.
Как рассказал «НГ» журналист Арсений Веснин, поддерживающий связь с дальнобойщиками, им уже не согласовали митинг 6 февраля в Петербурге. По его сведениям, у ассоциации дальнобойщиков есть пока около 15 ячеек. Всероссийскую забастовку, сообщил он, предварительно планируется начать 20 февраля: «Все, кто входит в ассоциацию, остановятся по обочинам – на неделю или несколько дней».
Депутат Госдумы от КПРФ Вадим Соловьев рассказал «НГ», что коммунисты постоянно контактируют с дальнобойщиками, с их федеральным центром, который базируется на стоянке в Химках, и с 67 регионами, где есть хотя бы небольшое количество протестующих. Компартия оказывает водителям юридическую помощь и готовит заявки на митинги. Соловьев отметил, что в ближайшее время планируется возобновить митинги в поддержку дальнобойщиков и открыть «всероссийскую волну протестов».
Он также напомнил, что в декабре КПРФ направила иск в Конституционный суд (КС). Жалоба ФБК, по его мнению, менее весомая: «Они немножко поторопились, потому что в КС перспективы больше. Мы обжаловали именно закон, который предоставляет право исполнительной власти, по сути дела, на установление дополнительных налогов и сборов, а Навальный отвлекся от закона и остановился на самом постановлении правительства».
Соловьев пояснил, что действительно, несмотря на активную помощь КПРФ, часть дальнобойщиков «колеблется, потому что уйти от сотрудничества с нами их призывает власть, но официально от нашей помощи пока никто не отказывался».
Руководитель Центра экономических и политических реформ Николай Миронов считает, что о дальнобойщиках никто не забыл, хотя по сравнению с осенью их активность серьезно упала: «То, что столько времени существует штаб – и они ездят по городам для создания ячеек, причем в зимних условиях, – это говорит о том, что протест существует и это серьезно». Политолог отметил, что дальнобойщики – потенциальный электорат оппозиции, например, коммунистов, но как таковой силы, которая представляла бы именно их интересы, сегодня нет.
По его мнению, какой-то партии трудно возглавить этот протест, «потому что водители боятся появления лидеров, которые за их счет выйдут в топ федеральных политиков, а затем попрощаются с ними – и именно отсюда и локализация протеста, и отказ от сотрудничества с политиками». Миронов считает, что такая стратегия окажется оправданной лишь в том случае, если дальнобойщики реально смогут создать свою оргструктуру. При этом, заметил он, «многие дальнобойщики не имеют политической культуры» и не понимают, почему те же депутаты ничего не могут для них сделать. Им сложно объяснить, что никакие депутаты не в состоянии отменить «Платон». «Скажем, дальнобойщики пришли к Элле Памфиловой, она им обещала поддержку, но их проблемы так и не решила, а дальнобойщики были сильно разочарованы».
В судебных же разбирательствах, по мнению Миронова, аргументы коммунистов весомее, чем у ФБК: «Раз это налог, то его надо было так и оформить и провести через Налоговый кодекс, что соответствовало бы статье 57 Конституции – каждый обязан платить только законно установленные налоги и сборы, а не любые». Впрочем, прогноз эксперта по протестам дальнобойщиков пессимистичен – в этой истории переплетается слишком много интересов, уже даны установки не уступать и со стороны государства, а потому проиграют и коммунисты, и Навальный.