Под стражу из зала суда сейчас уходят даже обвиняемые в незначительных преступлениях. Фото РИА Новости
Эксперты в области уголовно-процессуального права, по данным «НГ», завтра обсудят проблему переполненности следственных изоляторов России. Места в СИЗО довольно дорого обходятся бюджету – за каждую жалобу на тесноту в камерах Страсбургский суд штрафует страну на 10–15 тыс. евро. В Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН) уже подготовлен проект, обязывающий учитывать наличие свободных мест в изоляторах при выборе меры пресечения.
Завтра представители Верховного суда (ВС), президентского Совета по правам человека (СПЧ), уполномоченного по правам человека, а также ФСИН, Минюста и Федеральной палаты адвокатов (ФПА) обсудят вопрос, связанный с избранием меры пресечения и сокращением количества сидельцев. Для этого судам в очередной уже раз могут рекомендовать сократить количество случаев заключения под стражу и вообще относиться к людям помягче.
На днях, кстати, в ФСИН был подготовлен законопроект, обязывающий суды учитывать наличие мест в СИЗО при избрании меры пресечения. Это позволит сократить число содержащихся под стражей с нарушением санитарной нормы площади.
Вчера руководитель УФСИН по Москве генерал-майор Игорь Клименов, касаясь вопроса о ситуации в столице, заявил: «Мы остановили рост перелимита в семи следственных изоляторах города». По его словам, в московских СИЗО содержатся порядка 11,5 тыс. человек. «Перелимит в среднем составляет 2300–2600 человек – или примерно на 27–28% свыше лимита», – заметил он. И добавил, что если бы не принимаемые меры, то в 2015-м в СИЗО было бы 15 тыс. человек, а в 2016-м – 16 тыс.
По его словам, добиться результатов удалось благодаря сокращению сроков расследования и рассмотрения уголовных дел в судах, времени для вступления приговора в законную силу и увеличению площадей в изоляторах. Так, например, сотрудники СИЗО теперь извещают суды о тех случаях, когда уголовные дела рассматриваются более трех месяцев, а по уголовным делам, когда следователи ни разу не приходят к заключенному под стражу в течение месяца, сотрудники УФСИН извещают прокуратуру и следственные органы, рассказал он.
Напомним, что по нормам закона «О содержании под стражей» на одного заключенного сегодня должно предусматриваться не менее 4 кв. м. Их отсутствие в международных правовых документах расценивается как пытки и нарушения. Правозащитники неоднократно говорили о нехватке в России жизненного пространства для заключенных. На тесноту в камерах они советуют жаловаться в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) и требовать от властей компенсации.
Причем у руководства СИЗО нет права отказаться принять новых заключенных, это прерогатива следователей и судей, говорит основатель соцсети gulagu.net Владимир Осечкин: «Заведомо зная ситуацию, они все равно принимают массово решения о взятии под стражу вопреки закону, осознавая, что обрекают человека на пытки и бесчеловечные условия». А с последствиями приходится разбираться представителям ФСИН, говорит эксперт: «Мы уже четыре года говорим о необходимости внесения в УПК требований о содержании арестованных с обязательным представлением индивидуального спального места – не менее 4 кв. м площади без учета общего туалета и стола».
По мнению эксперта, инициатива ФСИН полезна, но и ее будет недостаточно, «если не обязать начальников СИЗО не принимать заключенных сверх лимита наполнения». А пока инициатива ведомства носит скорее рекомендательный характер. Так, в Екатеринбурге члены Общественных наблюдательных комиссий (ОНК) при последней проверке зафиксировали по четыре человека на одно спальное место в камере.
«Это предложение ФСИН умерит пыл наших следователей и судей, обяжет их соизмерять свои намерения заключить под стражу с реальными возможностями, – сказал «НГ» правозащитник Валерий Борщев. – Нынешняя тенденция сводится к тому, что в СИЗО сажают людей за мелкие провинности, которым можно назначить альтернативную меру пресечения вроде подписки о невыезде или домашнего ареста». По его словам, сегодня в СИЗО по тяжким статьям сидят не более 20% арестантов. Остальные в основном за экономические махинации: «У меня был знакомый руководитель СИЗО, который жаловался, что к ним посадили человека за кражу 20 руб. А на его содержание администрации приходилось тратить 50 руб. в сутки».