Изолированные комнаты в колониях сегодня есть, но туда попадают нарушители. Фото Александра Доникова/PhotoXPress.ru
В СИЗО и колониях могут появиться специально отведенные места для тех заключенных, жизни которых может угрожать опасность. По информации «НГ», такие места постоянно должны будут контролировать прокуратура и правозащитные структуры. Таким образом, предполагается создать защиту от давления на тех, кто жалуется на условия своего содержания и действия сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН).
Как говорят правозащитники, именно такие сидельцы чаще всего и оказываются в зоне риска. В отношении них нередко разворачивается травля, которая приводит и к трагическим последствиям. Группа правозащитников предлагает обсудить в Совете по правам человека (СПЧ) соответствующие поправки в Уголовно-исполнительный кодекс (УИК), а затем передать их в администрацию президента.
Заключенных, написавших заявление об опасении за свою жизнь, будут помещать в «безопасные места». «Обязательно, чтобы в них велась видеотрансляция для представителей Общественных наблюдательных комиссий (ОНК), уполномоченных по правам человека и региональных прокуроров. И все эти три инстанции в обязательном порядке посещали бы эти места», – настаивают правозащитники.
Как выяснила «НГ», в принципе подобные помещения существуют и сегодня. Однако правозащитники уверяют, что это существование фиктивное, поскольку нынешние «места безопасности» контролируются единолично сотрудниками ФСИН, общественников туда вообще не допускают. «Это либо отдельные комнаты, либо штрафные изоляторы (ШИЗО), но, как правило, сегодня там сидят люди, проигравшие своим сокамерникам в карты», – сказал «НГ» один из авторов поправок, основатель соцсети gulagu.net Владимир Осечкин. Обращения же тех зэков, кто действительно нуждается в защите, в основном игнорируются.
По его словам, ситуация только усугубилась после появления в Госдуме законопроекта о применении силы к заключенным: «Тюремщики ощутили полную безнаказанность». Почти ежедневно, подчеркивает Осечкин, ОНК фиксируют случаи насильственных смертей. Жертвами становятся в основном те, кто выражал свое недовольство работой системы: «При этом в уголовно-исправительных учреждениях реально нет по-настоящему безопасных мест для заключенных, опасность для жизни которых исходит в первую очередь от недобросовестных сотрудников ФСИН».
В качестве примера этому Осечкин привел недавнее происшествие в Челябинской колонии № 2, где «сотрудники учреждения забили осужденного, помещенного в следственный изолятор, а затем повесили труп в надежде скрыть свою причастность и уйти от ответственности».
«Если появится возможность в режиме онлайн наблюдать за состоянием заявителя, ни один сотрудник ФСИН не сможет обидеть заключенного, так как его поступок сразу станет достоянием общественности», – пояснил «НГ» член ОНК Московской области Алексей Павлюченков.
По словам правозащитника Антона Дроздова, не так давно руководство ФСИН распорядилось фиксировать на видео проведение обысков с участием спецназа и случаи применения насилия к заключенным. Однако ситуацию это сильно не улучшило, отмечает эксперт: «Теперь недобросовестные сотрудники просто выключают видеорегистратор или умышленно выводят его из строя». Если же трансляция будет вестись в прямом режиме, а доступ к ней помимо силовиков будут иметь в том числе и правозащитники, то тюремщикам уже сложно будет уйти от ответственности.
Экс-прокурор по надзору за столичными СИЗО Александр Храпов рассказал «НГ»: «Если заключенные подают жалобы в Европейский суд или в наш, пытаясь обжаловать условия содержания, то они становятся объектом для репрессий со стороны администрации. Им могут организовать поселение в камеру с негласными агентами или инсценировать драку с сокамерниками». Внесистемный контроль и надзор со стороны правозащитников и прокуроров, по его мнению, – это единственный способ защиты для человека в данной ситуации, ведь «на открытый конфликт с ними тюремщики вряд ли пойдут».