Такие тюрьмы, как «Кресты-2», в России временно строить перестанут. Фото Reuters
Правительство готовит оптимизацию госпрограммы «Юстиция» на 2013–2020 годы. Ее новый вариант уже подготовлен в Минюсте. Отдельные показатели меняются прежде всего из-за сокращения финансирования. Например, начиная с 2016 года в РФ перестают строить современные СИЗО и тюрьмы. Ведомство прогнозирует увеличение побегов заключенных из изоляторов и колоний, охранные системы которых обветшали и не ремонтируются.
Ключевые исключения из госпрограммы «Юстиция», на которую за восемь лет осуществления планируется потратить почти 2,4 трлн руб. из бюджета, связаны, конечно, прежде всего с возникшим в госказне дефицитом. Минюст, судя по сопроводительным материалам, не согласен с размером экономии ресурсов, который выпал на его долю, но говорит об этом не прямо, а иносказательно.
Например, ведомство Александра Коновалова напоминает, что в рамках общей госпрограммы действует федеральная целевая программа (ФЦП) «Развитие уголовно-исправительной системы» на 2007–2016 годы. Именно в ней был заложен план масштабной модернизации мест лишения свободы, приведения их хотя бы к тем стандартам содержания людей, которые прописаны в российском законодательстве. Некоторые колонии, прежде всего, конечно, СИЗО, предполагалось организовать даже в соответствии с международными нормами.
Однако в 2015 году правительство по инициативе Минфина изъяло из этой ФЦП 13,4 млрд руб. и теперь в ней осталось лишь 37,8 млрд. «Сокращение бюджетных ассигнований не позволит в установленные сроки выполнить в полном объеме программные мероприятия и ввести в эксплуатацию 226 объектов, в том числе пять следственных изоляторов на 2600 мест, отвечающих международным стандартам, 14 режимных корпусов в СИЗО (вместимостью 3791 место) для содержания подследственных», – утверждается в пояснительной записке Минюста.
Поэтому-то в новом варианте госпрограммы «Юстиция» соответствующие показатели выглядят теперь совсем не рекордными. Например, процент колоний, соответствующих хотя бы нашим стандартам, по-прежнему будет немного большим 60. А количество изоляторов, устроенных по общемировым нормам, к концу 2016 года Россия доведет до 6,4%. Напомним, что наиболее остро проблема с местами в СИЗО стоит в крупных городах, где они забиты гораздо плотнее всяких нормативов. Кстати, постоянно растет количество россиян, которые обращаются из-за этого с иском в Европейский суд по правам человека, автоматически выигрывая по несколько тысяч евро. Так что экономия, задуманная Минфином, вряд ли окажется существенной.
Однако главный показатель недовольства Минюста проведенным над «Юстицией» бюджетным секвестром можно обнаружить в другом разделе этой госпрограммы. Скажем, такой ее показатель, как количество побегов из-за решетки на одну тысячу сидельцев, первоначально был выстроен в пониженной динамике. Однако теперь картина такая: если в 2013–2014 годах убегать могло не более 9 зэков из тысячи, то вот уже на 2015–2016 годы заложено 15 человек, а на все последующие годы и вовсе по 16 на каждую тысячу заключенных.
Свой пессимизм по этому поводу Минюст, конечно, тоже объясняет исключительно деньгами. «В последние годы прослеживается динамика ухудшения качественного состояния охранных сооружений, являющихся главным сдерживающим фактором, обеспечивающим задержание совершающих побег осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в границах запретных зон до прибытия резервной группы караула», – говорится в пояснительной записке. Есть и материальное доказательство подступающей разрухи – еще в первом полугодии 2014 года ремонта требовали 18,3% заграждений. Более поздние данные ведомство не приводит, но напоминает, что деревянные столбы и колючая проволока, естественно, приходят в негодность быстрее, чем бетонные или кирпичные заборы.