Компартия рекомендовала властям еще не самый радикальный антикоррупционный метод из своего арсенала. Фото с сайта www.kprf.ru
В администрацию президента, по информации «НГ», вчера было направлено предложение КПРФ о создании спецкомиссии по расследованию коррупционных дел в среде высших должностных лиц. По мнению коммунистов, эта структура должна браться за дело в тех случаях, когда чиновников обвинили в злоупотреблениях публично.
Комиссию по расследованию коррупционных дел среди высокопоставленных лиц, назначенных президентом «либо по его представлению другими государственными органами», КПРФ предлагает создать как раз при администрации главы государства. Спецкомиссия должна будет реагировать на «обращения граждан, общественных организаций и СМИ, с обязательным их информированием по итогам проверок». Входить в ее состав, по мнению коммунистов, должны представители кадровых служб Кремля и антикоррупционного управления администрации. Вчера коммунисты направили свое предложение президенту Владимиру Путину, они надеются получить ответ на свою инициативу уже до конца этого года.
«Когда появляется публикация в СМИ или прямое обращение, связанное с коррупционной деятельностью того или иного лица из «узкого круга», комиссия должна проверить эти факты, провести предварительную проверку деклараций о доходах и наличии зарубежного имущества», – говорится в письме Компартии. Для примера приводится фильм о бизнесе родственников генпрокурора Юрия Чайки. По словам главы юрслужбы КПРФ Вадима Соловьева, это не единичный случай – например, обвинения в злоупотреблениях были и в адрес бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова. «Когда речь идет о назначенцах президента, как правило, никакой официальной реакции нет. Даже сложно ответить, кто должен их проверять. Получается, что обличающих публикаций полно, у общества много вопросов, а власти никаких ответов на них не дают», – отметил коммунист.
А вот советская власть, напомнил он, жестко отслеживала любую публикацию в СМИ, если она касалась вопросов коррупции в госорганах. Комиссия партийного контроля совместно с прокуратурой сразу же проводила проверку, по итогам которой чиновника либо реабилитировали в глазах общественности, либо же привлекали к уголовной ответственности. «Тема борьбы с коррупцией остро стоит для наших сограждан, вопросы о достоверности расследования подобной категории дел регулярно звучат на встречах с избирателями», – сказал «НГ» Соловьев.
Кроме обращения в Кремль у КПРФ есть и другие идеи. Например, о полном изъятии имущества у должностного лица, пойманного на коррупции. Также они считают, что необходимы настоящие расследования, если расходы чиновника не соответствуют его доходам, как это установлено в законе. Эту функции также может взять на себя спецкомиссия.
Мнения юристов по поводу инициативы КПРФ разошлись. По словам адвоката Владимира Постанюка, «множественные сигналы относительно рисков коррупции среди пласта высших чиновников и лиц, назначенных президентом на ту или иную высокопоставленную должность, игнорировать нельзя». По мнению эксперта, спецкомиссия должна иметь доступ к материалам силовых ведомств, финансовым документам, а ее ключевой функционал может заключаться в сборе материалов – чтобы каждый чиновник знал, что за ним наблюдают. «Одно только это могло бы сократить коррупционную составляющую, которая остается довольно высокой из-за полноценного ощущения безнаказанности», – заявил адвокат.
Иного мнения придерживается управляющий партнер коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Владимир Старинский. По его словам, в России достаточно органов, способных расследовать коррупционные преступления. «Проблема в том, что не всех разрешают привлекать к ответственности. Сотрудник, выявивший коррупционное преступление, как правило, докладывает об этом начальству, которое получает указание сверху отработать конкретное лицо», – напомнил он. А значит, и спецкомиссия тоже «будет ждать указания сверху, кого привлекать к ответственности, а кого – нет». То есть разницы нет.
Адвокат настаивает, что проблема коррупции решается просто: «Нужна воля президента и один эксперт-полиграфолог высокого уровня, который каждый месяц будет проводить соответствующие исследования высших должностных лиц». И если кто-то из них покажет плохие склонности, то его можно будет оперативно убрать, поставив человека, готового за установленную заработную плату решать поставленные задачи.